С 4 по 8 декабря в Москве проходила 9-я международная конференция EVA, на которой выступал с двумя докладами: «Коллаборативная фильтрация – прорыв культурных индустрий» и «Возможен ли рынок без копирайта?».
«В последнее время появились технологии, позволяющие доводить культурный продукт до публики гораздо дешевле. Это все равно, что если бы кто-то изобрел способ получать из сырой руды изделие, минуя стадии обработки металла», – сказал президент Фонда, подразумевая принцип коллаборативной фильтрации.
«Коллаборативная фильтрация – это способ обменяться информацией о том, что тебе понравилось. Казалось бы, с этой функцией должны справляться рейтинги. Но, например, высокий рейтинг фильма говорит о том, что многие заплатили деньги за просмотр, а не о том, что фильм понравился. Во-вторых, мы не знаем, кто эти люди – молодежь с рабочих окраин или профессура. Проблема блокбастеров – усредненность информации, незнание о том, кто именно стоит за теми или иными суждениями. Предполагается, что о схожести вкусов можно судить по тому, как люди оценивают одни и те же произведения. Собственно, в жизни так и бывает: мы прислушиваемся к мнению человека, когда знаем, что у нас с ним есть опыт совместного потребления, восприятия. Если этот опыт схож, то мы прислушиваемся к его мнению, если не схож – нет. Коллаборативная фильтрация может автоматизировать этот процесс», – считает А. .
«Копирайт – важнейший и сложнейший институт, у которого масса тонкостей, – начал президент Фонда «Прагматика культуры» доклад на тему «Возможен ли рынок без копирайта?». – Однако экономисты задают копирайту три вопроса. Во-первых, не создавалось бы в его отсутствие достаточно произведений – просто на творческой мотивации? Во-вторых, что будет, если взять все средства, идущие на поддержание института копирайта, и потратить их прямо на культуру? В-третьих, не превышают ли издержки администрирования этой системы все ее угадываемые плюсы?
Тем не менее, большинство экспертов считает так: если копирайт это зло, то наименьшее из зол. Пока ничего лучше не придумано. Это настроение озвучивается теми, кто имеет приоритетное право голоса. Но они же и главные приобретатели выгод. Юристы, ведущие за деньги бесконечные споры в судах, и корпорации. Если вспомнить о том, что копирайт – это институт, помогающий предпринимателю компенсировать риски затрат на неудачные проекты, то напрашивается следующая мысль. Необходим институт, который взял бы на себя функцию угадывания потребительских вкусов. Если он решит это эффективнее копирайта, то жизнь покажет, что лучше.
Такой институт сейчас есть, точнее, рождается. Это электронная рекомендательная система, которая позволит многократно эффективнее, чем копирайт, реализовать механизм доведения произведений до конечного пользователя. И судьба копирайта решится в конкурентной борьбе с этим новым институтом», – заключил А. .