На прошлой неделе гости информационно-аналитической программы Александра Архангельского «Тем временем» обсуждали цифровое будущее мира. Какие перемены произойдут в культуре после завершения цифровой революции (если она вообще завершится), как будут воздействовать технические средства связи на сознание людей – на эти вопросы пытались ответить приглашенные эксперты. Среди них были менеджер интернет-компании «СУП» Антон Носик, зав. лабораторией Российского института культурологии Алексей Лебедев, священнослужитель Яков Кротов, президент Фонда «Прагматика культуры» и руководитель рекомендательного сервиса Александр .
По мнению А. Лебедева, сейчас в обществе происходят изменения, подобных которым никогда не было. «Раньше миром правил тот, кто получал доступ к индустриальному ресурсу, желательно монопольный. В постиндустриальном обществе картина иная. Информация имеет свойство просачиваться и расширятся и поэтому доступна всем. Значит, миром правит тот, кто не просто имеет доступ к ресурсу, в данном случае информации, а тот, кто умеет им пользоваться с помощью определенных знаний и компетенций», – считает эксперт.
В то же время, информации становится слишком много, заметил А. Архангельский. «Что же делать с ее переизбытком, порожденным цифровой революцией?» – обратился он с вопросом к А. у. Тот продолжил высказывание А. Лебедева, определив цифровую революцию как экономическую. «Она будет иметь влияние на тип человека. Во-первых, глобальные изменения приведут к тому, что человек перейдет к восприятию картинок, а не текста. Во-вторых, появится новый вид империализма – символический. Другими словами, произойдет очень сильное расслоение общества на тех, кто является не информированным потребителем и тех, кто знает, как устроено новое хозяйство и является донором, управляющим миллионами потребителей. Таким образом, появятся «символические капиталисты и символические рабы». Удивительно, что философы очень мало говорят об этом. А вот бизнес вспахивает это поле, и кое-что уже всходит».
Такая точка зрения вызвала серьезные возражения со стороны Антона Носика и Якова Кротова. «Опыт последних лет развития Интернета как раз показывает, что он привел людей к тексту, оторвав их от «ящика», то есть от восприятия картинок», – парировал Носик замечание о торжестве клипового сознания. Яков Кротов же, напротив, поддержал А. а в первом суждении и опроверг во втором: «Цифровая революция также освобождает человека, как социальная революция 19 века сделала из рабочих и крестьян представителей среднего класса. Это свобода выбора собеседника. Цифровая революция не порождает, а сглаживает неравенство, показывая, что все люди одинаково творческие индивидуальности».
Ведущий А. Архангельский, по собственному признанию, «окончательно запутался» и попросил пояснить – к чему же ведет цифровая революция: к ускорению восприятия или к верхоглядству, к освобождению или к порабощению, к возвращению текста или к торжеству картинки?
По мнению А. а, в данном случае большой разброс мнений вполне закономерен: «Просто намечены главные оси развития ситуации. Нет нужды давать оценку – хорошо это иди плохо. Ясно одно: чем больше свободы, тем больше все усложняется».
«Интернет прошел путь от поисковиков до социальных сетей, – подытожил он. – Наступает третий этап его развития. На мой взгляд, это мостик между свободой и сложностью. Главная опасность сейчас – зашумление информационной среды. Слишком много контента, слишком просто высказываться, слишком много пустых высказываний. А органы восприятия одни, и технологии селекции отсутствуют. Как отличить стоящее от нестоящего? Так вот, третьим этапом развития Интернета станут рекомендательные системы, основанные на том, что и производство, и отбор контента станут осуществляться усилиями непрофессионального сообщества», – предсказал руководитель сервиса .
Михаил Грунин,
по материалам программы «Цифровое будущее мира» («Тем временем» с Александром Архангельским, телеканал «Культура», 14 января 2008 года).