missio
персоналии
события
сми о нас


исследования
проекты
издательство
образовательная программа


статьи
рефераты
ссылки


связаться
команда
сотрудничать

, Михаил Грунин

Урок поэтической географии



«Не говори: от чего это прежние дни были лучше нынешних, потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом»
Екклесиаст VII.10.





Как известно, потенциальных читателей больше всего в Китае – что-то около миллиарда человек. По количеству же поэтов на душу населения в мире уверенно лидирует Исландия. Видимо, глобальная несправедливость в сложных (и без того) отношениях авторов и аудитории состоит в том, что бессчетные китайцы до сих пор не ознакомлены с творчеством северных скальдов. Ну, как было бы славно: вот вам большой спрос, а вот и богатое предложение. Но тут законы рынка что-то не работают.
Впрочем, от отсутствия читательского внимания страдают далеко не только исландские поэты. На этой неделе вконец измученные безразличием публики итальянские сочинители решились на отчаянный шаг. В поисках поклонников с понедельника по среду они ходили по вагонам миланского метро. Только вместо привычного русскому уху «сами мы не здешние» они звонко декламировали ошарашенным гражданам свои произведения. Это литературное бомжевание поддержал серьезный издательский дом «Льето Колле». Что поделать, перестали итальянцы стихи читать. Издавать – издают, а вот читать – не читают…
В России эта тема и вовсе стала общим местом. Ленивый только не говорит у нас, что, дескать, поэзия нынче не в чести, не то, что раньше, когда поэт был больше, чем поэт и т. д. и т. п. Вот и я вчера грешным делом сказал нечто подобное поэтессе Марии Степановой на презентации ее новой книги стихов «» в клубе «Билингва». Помянул, к слову, и горемычных итальянцев…
«Количество людей, читающих стихи, во все времена и везде было примерно одинаковым, – парировала поэтесса с улыбкой. – Помните, еще Бродский предлагал размещать стихи на полках супермаркетов, чтобы донести поэзию до людей. Пришел в магазин, протянул руку – и все. Но ведь чтение стихов – это не потребление попкорна. Тут, как ни странно, от человека требуются усилия, духовная работа, сотворчество даже».
Видимо, поэтому Мария, в отличие от экстравагантных апеннинских авторов, не стала искать новых путей в читательские массы. На ее презентации собралось полсотни человек, в основном, давно знакомых друг с другом.
«Когда начинала писать, в голове крутился подзаголовок «Стихи о современности», – рассказала М. Степанова. – Потом поняла, что современность – это со-временность, где в едином временном пространстве, параллельно сосуществуют разнородные вещи. Закон для них один – все отражается во всем и получается, что история, скажем, тела оказывается историей семьи, страны, моей частной жизни».
Да, действительно, частной жизни. Поэт и у нас, и в Италии, и в Исландии (не говоря уж о Поднебесной) перестал быть вождем, центром всеобщего внимания, писателем с большой буквы П. Это место прочно заняли звезды шоу-бизнеса и спортсмены. А поэт стал частным человеком, который сочиняет стихи для тех, пускай немногих, которые его понимают. Вместе они образуют камерное сообщество ценителей стихов, людей, которым просто хорошо вместе.


войти
регистрация
карта сайта
in english

ИСКАТЬ

Комментарии:


к данной статье нет комментариев