В конце апреля стартовал совместный проект Высшей школы экономики и радиостанции «Эхо Москвы» «Лукавая цифра». Программа ведущих Марии Майерс и Антонины Самсоновой основана на результатах соцопросов, проведенных в России и за рубежом. Гости передачи комментируют их результаты и объясняют, почему на одни и те же вопросы в разных странах отвечают по-разному. Альтернатива результатам—собственные голосования радиостанции на ту же тему. Отдельно проводится опрос по темам передач среди студентов ГУ ВШЭ.
30 мая в гостях у ведущих собрались президент Российского отделения Международной рекламной ассоциации Борис Еремин и президент фонда «Прагматика культуры» Александр . Поводом для разговора экспертов стал опрос Фонда общественного мнения на тему: «Как Вы считаете, сегодня реклама на телевидении занимает слишком много времени или слишком мало, или столько, сколько нужно?».
«Слишком много» – ответили 91% респондентов. «Столько, сколько нужно» – лишь 6%. Считающих, что рекламы «слишком мало» вообще не оказалось. По мнению Б. Еремина, результаты российского исследования таковы, потому что средний уровень «экономического мышления» в стране еще недостаточно высок – и среди рекламодателей, и среди потребителей.
А. заметил, что «с рыночной точки зрения, по-моему, рекламы в самый раз». «Это как раз тот близкий к совершенному рынок, когда в любой момент времени мы наблюдаем почти равновесие, – считает он. – В той мере, в какой людям противна реклама, они должны переключаться на альтернативные СМИ и на альтернативные каналы. До тех пор, пока они этого не делают, значит, все в норме. Чтобы они это сделали, они должны осознать, что слушание рекламы, это своего рода работа, которую можно заменить, это повинность, которой можно избежать», – считает он.
С точки зрения президента Фонда «Прагматика культуры», избежать рекламной повинности «можно за деньги, и очень легко вычислить за какие. Можно купить видео или записи DVD, и если поделить те 10 долларов на 10 часов рекламного времени, получится, что для того, чтобы избежать рекламной повинности, ты должен заплатить доллар в час. Другая альтернатива, это платное телевидение. Поэтому это честный рынок, который предоставляет каждому возможность определиться со своими предпочтениями».
Б. Еремин сказал, что, вопреки расхожему мнению, реклама не является двигателем торговли. По его мнению, «вы при помощи рекламы не сможете продать то, что не нужно. Потому что потребитель понимает, если его обманули. И дальше сарафанное радио разнесет лучше, чем любое другое».
«Спрос на целый ряд товаров обусловлен не их качеством, а в первую очередь их социальной полезностью, – возразил А. оппоненту. – Например, автомобиль «Мерседес», так устроен, что его качества быстро проверяется. А есть «товары на доверии», которые проверяются только на опыте, а иногда и вообще не проверяются. Вот здесь возможны всякие игры».
По ходу эфира Т. Самсонова сформулировала вопрос для радиослушателей: «4 серии любимого сериала без рекламы стоит 1 доллар. Готовы ли Вы заплатить эту цену за то, чтобы смотреть сериал без рекламы?». Подводя итоги голосования радиослушателей, она сообщила, что один из них готов заплатить «за Хрюна со Степаном даже 2 доллара в час». Ведущая напомнила, что «когда мы проводили голосование на сайте «Эхо Москвы» и спрашивали Вас, что такое реклама, то вариант ответа «это то, благодаря чему существуют независимые СМИ» выбрало лишь 28% нашей аудитории».
Полный текст передачи: Лукавая цифра, запись эфира от 30 мая 2006 года