о нас
персоналии
сми о нас


проекты
издательство
кафедра


книга
термины
Имхонет


исследования
аналитика
ссылки

, Михаил Грунин

Время наводить критику. И «мосты»

На прошлой неделе, во Всемирный День поэзии вручили литературную премию «Мост»—первую награду в области поэтической критики. Координатор премии Дмитрий Кузьмин подчеркнул, что задача критики—не самовыражение, а наведение мостов между поэтом и читателем. Поэтому экспертов оценивают не критики же, а поэты. В жюри вошли поэты Дмитрий Пригов, Алексей Парщиковв, Мария Степанова и не-литературные обозреватели Екатерина Деготь, Борис Барабанов и Алексей Медведев.

Традиционно в России «достойнейших» творцов одаривали перстнями и табакерками монархи. Потом к премированию подключились праотцы наших олигархов и академиков. В XIX веке тем, кто больше других содействовал «преуспеянию наук, словесности и промышленности в своем отечестве» вручались Демидовская, Ломоносовская, Уваровская и другие премии. В XX веке появились Сталинская, Ленинская, государственная, комсомольская и прочие знаки почета отличникам интеллектуального соцтруда. Современность знает целый сонм мелких и средних премий, каждая из которых собирает вокруг себя закрытый круг почитателей собственного таланта. Нынешний год отмечен появлением новых творческих премий крупных государственных и бизнес-структур. Похоже, премирование в России возвращается на круги своя. Воображение снова будоражат солидные призовые фонды и державная идеология «Инновации» или «Большой книги». Приучая народ к стабильности, власть дает понять, что печется не только о преумножении ВВП, но и о создателях духовных ценностей.

А создатели покамест реагируют на высокую заботу о себе настороженно. Говорят, знаем мы вас: опять кулуарные интриги и нечестная игра с попаданием на пьедестал чьих-то любимчиков. Думают, видали мы таких: снова будут плодить своими милостями сплошную посредственность. Но что ж поделать, если появление Пушкина или Достоевского нельзя инициировать никакой наградой! Хоть миллиард посули – а все равно лучше, чем могут, не напишут. А если и напишут, то просто так, без всяких стимулов.

Правда, есть другой вопрос: если напишут, то кто их прочитает? И прочитает ли, если даже критики не находят для этого времени и сил? «Литературный процесс последних двух десятилетий обнаружил катастрофический разрыв между богатой, разнообразной, успешно развивающейся русской поэзией и литературной критикой, неспособной к диалогу с этой поэзией на ее языке. Критический текст—это мост, помогающий читателю перейти к пониманию текста стихотворного. Между тем о новейшей русской поэзии пишут мало, многие авторы и издания остаются без критической рефлексии вовсе, а то, что все-таки пишется и публикуется, в большинстве случаев не выполняет главной задачи критики—посреднической, просветительской, срываясь в слабо мотивированные хулу или славословие, а то и просто в сведение счетов. Чтобы исправить такое положение дел, нужен приток новых сил в критический цех, а для этого—новые стимулы. Именно стимулировать определенные тенденции в литературе призван по смыслу институт литературных премий, остающийся пока в России соревнованием в щедрости между олигархами».

Это цитата из пресс-релиза премии «Мост», отметившей статьи Александра Скидана о Кирилле Медведеве, Бориса Дубина о Елене Фанайловой и Кирилла Кобрина о Василии Ломакине (две из них опубликованы в журнале Фонда «Прагматика культуры» «»). По горячим следам наведения первого «Моста» члены жюри и лауреаты поделились впечатлениями в эфире радиостанции «Свобода». Музыкального обозревателя Б. Барабанова конкурс лишний раз убедил в том, что поэты в России предпочитают жить в Интернете, поэтому критикам сложно их оценивать и классифицировать. В Сети ведь каждый каждому автор, читатель и критик.

Но Д. Кузьмин считает, что разрыв между поэзией и читателем обусловлен распадом медиаторных механизмов, среди которых и механизм критики. «Проблема невостребованности сегодняшней поэзии – это проблема читателя, которому некуда за этой поэзией пойти, негде ее взять и который не понимает, как ему выбрать не из 20 имен, а из 200 и 500. С другой стороны, это и проблемы структуризации самого нашего профессионального сообщества. На мой взгляд, нам хватает поэтов, потому что слишком много никогда не бывает. Катастрофически не хватает всех, кто с поэзией работает – критиков, редакторов, издателей, организаторов фестивалей, любой организующей инициативы в этой сфере. Я пытаюсь этим заниматься и чувствую огромное одиночество в своем амплуа», – сказал он.


in english
контакты

ИСКАТЬ

Комментарии:


к данной статье нет комментариев