На днях лидером рейтинга «самые высокооцененные книги» на оказался до этого не слишком популярный у пользователей сервиса роман «Выбор Ы» Анны Дебург. Обратив внимание на внезапный «интерес» посетителей к этому произведению, посвященному предстоящим выборам в Госдуму, модераторы Имхонета обнаружили, что книга «накручена».
Выяснилось, что две с половиной сотни человек зарегистрировались в системе, поставили этой книге 10 баллов («лучше не бывает»), и больше не возвращались на сайт. «Когда начинают нагонять рейтинговый шум, или, говоря профессиональным языком, когда начинается семантическое хакерство – это знак того, что у рейтинга есть статус, – комментирует Александр , управляющий рекомендательным сервисом Имхонет. – Так что для нас это лестный знак. А вот для лоббистов их поползновения обречены на провал, потому что Имхонет – это не рейтинг, а антирейтинг. Рейтинги у нас – это дополнительный, факультативный контент, которого много на сайте. Продвинуть произведение за счет рекомендаций таким образом практически не возможно, поскольку для этого мало накликать ему энное количество высоких оценок, нужно еще попасть в востребованный потребительский профиль».
По его словам, можно сгенерировать миллион оценок – но они не попадут никому в рекомендации, так как не будут принадлежать людям из референтных групп. Имхонет выдает рекомендации, исходя из близости вкусов. Близость вкусов устанавливается как схожесть развернутых потребительским профилей. «Какой может быть профиль у людей, зашедших на сайт 1 раз и поставивших 1 или даже 10 оценок? Да никакого. Они просто не являются ничьими рекомендателями, – говорит . – Ведь что получилось? Несколько сот человек зарегистрировались, потратив на это пару минут, выставили оценку – на это требуется какое-то время, значит, у этой работы есть цена. В итоге они закинули удочку не в тот водоем – на Imhonet.ru водится рыба не на эту наживку».
Рейтинги на Имхонете – «это обычные малоинформативные раскладки, кому интересно – может посмотреть», уточняет он: «В ряде случаев рейтинг работает. Например, если я вижу откровенно попсовый фильм в прокате – какой-нибудь «Бой с тенью-2» или «20 сигарет» – фильм, который позиционирует себя как масс-культный: названием, обложкой, медиа-рекламой, и вижу по нему низкий рейтинг первых зрителей, то я понимаю, что это уже никуда не годится».
Но помешать основной функции сервиса – индивидуализированному прогнозу – простой накруткой сложно. «У каждого, кто создал нормальный потребительский профиль, существует порядка 100 рекомендателей. Значит, 1 пользователь-фантом может внести 1 из ангажированных оценочек – это маленькая, незначимая частичка. Сколько же надо создать профилей для того, чтобы искусственно продвинуть произведение? Это просто очень дорого. Когда сервис дорастет до того, что на нем будут сотни тысяч и миллионы пользователей в день, тогда затраты на подобную операцию со стороны промоутера могут быть оправданы – на сей случай, у нас припасена непробиваемая защита. Пока же мы ограничимся простыми фильтрами» – говорит .
«Спамерские» голоса были вычищены из системы, и прежние лидеры вернулись на место. Теперь во избежание накруток в рейтингах устанавливаются фильтры, позволяющие отсекать лоббистов. Стоит также заметить, что с начала осени поклонники творчества Анны Дебург регулярно спамят блоги, посвященные литературе и выборам.