Рекомендательная система: новый проект «Прагматики культуры»
Фонд «Прагматика культуры» начал исследовать перспективы создания системы взаимных рекомендаций среди пользователей Интернета. Выбор исследовательского направления неслучаен. По нашему мнению, именно в возможностях компьютерного анализа сходства пользовательских предпочтений скрыты способы преодоления асимметрии информации и в творческих индустриях.
При нынешних объемах информационных потоков человеку трудно обнаружить то, что понравится лично ему, а не тому издателю, который хочет продать свой товар. Поэтому часто, не веря ангажированным профессиональным экспертам, перед тем как что-то посмотреть, послушать или почитать, мы опираемся на оценки и суждения тех близких, чьему мнению доверяем. Если кто-то из них видел, например, свежий блокбастер, то может посоветовать: стоит его смотреть или нет. Но большая часть книг, фильмов, аудио-произведений теряется из виду просто потому, что находится «вне зоны доступа» – слишком много всего появляется, а близких нам по вкусам и предпочтениям людей слишком мало.
Идея автоматизировать «сарафанное радио» появилась примерно в середине 90-х. Метод отбора того немногого, что нравится «лично мне», из огромного объема ненужного «мне лично» назвали коллаборативной фильтрацией. Работает это так. Система рекомендует пользователю объект, сравнивая его содержание с предпочтениями других пользователей. Коллаборативная (коллективная) фильтрация (отбор) автоматизирует молву на основании оценок, выставленных людьми с похожими вкусами и предпочтениями. Таким образом, из общего числа людей формируются «группы по интересам». Эти люди могут быть вообще не знакомы – обмен рекомендациями происходит без личной коммуникации. При этом группы не зафиксированы в составе и вкусовых предпочтениях. С появлением каждого нового члена коллаборативного сообщества его нечетко сформированные «подразделения» несколько меняются, ведь люди разные, и предпочтения всякий раз уникальны. Тем не менее, система должна учитывать всех и каждого. Мало того, в процессе работы она должна обучаться, чтобы выдавать максимально точные рекомендации.
По сравнению с другими известными маркетинговыми методами потребительской навигации у коллаборативной фильтрации есть серьезные преимущества. Тут людей не подразделяют по половому, возрастному и прочим стандартам, делая на этих основаниях выводы о том, что кому нравится. Социология здесь тоже важна, но это далеко не решающий фактор. Нельзя же спрогнозировать, что трехминутная песня 50-х годов латиноамериканского исполнителя X должна понравиться 20-летнему жителю Мытищ Y, приехавшему на заработки из Удмуртии. Анализируются предпочтения и рекомендации самых разных людей в самых разных вариантах и сочетаниях. Это особенно актуально на культурных рынках, где товаром являются музыкальные треки, тексты, видео, другими словами, неутилитарные продукты, которые сами по себе не могут быть предметом компьютерного анализа.
Новые технологии разрушают барьеры входа в культуру, она перестает быть элитарной. Принадлежностью элиты (бизнес-элиты, прежде всего) остаются методы распространения и отбор произведений. Поэтому сама по себе цифровая революция не освобождает массового потребителя от диктата экономических интересов профессионалов творческих индустрий. И все же, именно она дает непрофессиональному сообществу шанс изменить правила игры на культурных рынках.
Метод коллаборативной фильтрации как альтернативу традиционным способам потребительской навигации пытаются внедрить давно. Но пока никому еще не удавалось создать сервис, на котором коллаборативная система работала бы в полном соответствии с ее предназначением – в интересах непрофессионального участника рынка. Разработка системы нуждается в детальном изучении, многократных экспериментах, социологических мониторингах. Поэтому «Прагматика культуры» начинает масштабные исследования возможностей метода коллаборативной фильтрации. В перспективе – создание интернет-сервиса, способного стать действенной навигационной системой для желающих лучше ориентироваться в культурном предложении и, тем самым, эффективно управлять своим временем.
Поскольку в России тема пока что мало изучена, на первоначальном этапе эксперимента Фонд открывает спецпроект «Рекомендательная система». В нем будут представлены актуальные материалы ведущих западных исследователей и журналистов, переведенные сотрудниками Фонда.