27 апреля в вечернем эфире телепрограммы «Культурная революция» Михаила Швыдкого обсуждали столкновение культур и цивилизаций. Ответить на вопрос – хорошо это или плохо – пытались директор института гуманитарно-политических исследований Вячеслав Игрунов, художественный руководитель театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз и гости студии. По мнению руководителя ИГПИ, представителям разных культур лучше находиться на почтительном расстоянии друг от друга – чем больше им приходится общаться, тем сильнее они ненавидят непохожих на себя. В свою очередь, известный театрал утверждал обратное – взаимопроникновение культур должно привести к всеобщему примирению.
Точки зрения гостей, среди которых оказалась проектный директор Фонда «Прагматика культуры» Екатерина Мень, тоже разделились. По ее мнению, есть смысл говорить не о столкновении культур, которое и так существует, хотим мы или нет, а о развитии технологий культурного взаимодействия и распространения самой культуры.
«Как ни странно, от столкновения и от ненависти нас спасет рынок, признание экономических законов – культурного обмена в том числе, – считает Е. Мень. – Условно, если автор произведения искусства не мечтает, чтобы его опубликовали, то он мечтает об этом тайно. Один из главных мотивов создания культурного продукта – желание быть услышанным, увиденным. Например, искусство австралийских аборигенов на сегодняшнем рынке котируется достаточно высоко. Но если они хотят быть оцененными, хотят получить доход, чтобы потом распределить его по законам своего племени, то вынуждены прибегать к обычным европейским технологиям арт-менеджмента. Рыдая над меланхолией Цезарии Эворы, мы признаем, что ее должен был вытащить для нас некий французский продюсер, менеджер.
Тут есть две стороны медали. С одной стороны, страшно, когда идет унификация технологий распространения культурного высказывания. У однообразия много слабых мест. Но вместе с тем унификация – это как раз то, что может спасти нас от конфликтов, ненависти. Только при этих условиях взаимопроникновение культур может происходить мягко. И даже приятно».
По мнению М. Швыдкого, унифицируются не только культурные и менеджерские технологии. «Японцы, африканцы, китайцы, русские, украинцы используют одни и те же автоматы Калашникова, например, летают на одних и тех же самолетах, которые возносятся в воздух по общим законам аэродинамики. Соединяющих элементов очень много, но это, к сожалению, не избавляет от конфликтов», – заметил ведущий.
Тем не менее, глобализация технологий распространения культурных продуктов и сохранение альтернативы – самобытных путей развития творческих индустрий – вполне достойны стать темами отдельного разговора.