В минувший понедельник в ночной программе «Школа злословия» у Авдотьи Смирновой и Татьяны Толстой гостил президент Фонда «Прагматика культуры» Александр . Разговор шел о запуске нового IT-сервиса «Артпрагматики» – электронной биржи экспертов.
Суть интернет-проекта такова. Человек выдает оценки произведениям, которые ему понравились. И из огромного количества абонентов выбираются те, кто в своих оценках совпадает с этим человеком. Таким образом, он получает рекомендации не от критиков или из рейтингов, а от группы людей, вкусы которых совпадают с его предпочтениями. «Автоматизация сарафанного радио» позволит потребителям тратить меньше времени, нервов и денег на знакомство с культурными ценностями и, возможно, оздоровит творческие индустрии: «Мы не нуждаемся в стопроцентных рекомендациях, – говорит президент Фонда. – Вопрос «всего лишь» о повышении общего КПД. Но если он повышается на десять или на двадцать процентов – это уже революция в культуре»
В мире и у нас уже есть немало подобных сервисов. Однако здесь предлагаются более продвинутые решения, чем у существующих услуг. «За подобные рекомендации следует платить. Информационный культурный бизнес должен радикально поменять модель. Деньги в культуре работают плохо: унифицированные цены не сигнализируют потребителю о качестве продукта, а эстетика вообще не продается. Поэтому платить надо не за произведение, и не за рекламу, включенную в его стоимость, а за достоверную информацию о качестве продукта», – сказал А. .
Ведущие постоянно пытались «перетащить» его на обсуждение других тем. То переходили на личности, демонстрируя неприязненное отношение к Евгению Петросяну и Ксении Собчак, то опровергали постулаты гостя словами о том, что «нет закона ни ветру, ни орлу, ни сердцу девы», то грозились сами открыть телефон доверия для всех желающих узнать – идти в кино или нет. Напоследок Авдотья Смирнова вообще выдала смесь пророчества и завещания: «Я убеждена в том, что вы вовлечете в эту игру огромное количество взволнованных людей, у которых технократический подход смешан с крайним гуманитарным простодушием. Уверена, что вам удастся выудить у этих придурков деньги и отдать их другим придуркам, которые произведут новые художественные смыслы. Но, по большому счету, в культуре ничего не изменится. А если изменится, и я об этом узнаю, то пойду и застрелюсь»
Проблема действительно интересует многих – после программы к нам пришла масса писем и комментариев, написанных людьми, во всяком случае, не глупее Авдотьи (вопреки мнению ведущей). Вот некоторые выдержки.
Kuksha: «Я полагаю, что финансовые перспективы у идеи все-таки есть. Скажите, вам знакомы «страдания» при выборе того или иного нового продукта, приходилось сетовать на то, что нет достоверных, а главное, собранных в одном месте суждений, полагаясь на которые можно, наконец, сделать выбор? Конечно, 50% от стоимости самого продукта потребления – явный перебор. Скорее всего, такой уровень цен был озвучен не в качестве реально предполагаемого, а просто в качестве примера одного из возможных способов оценки стоимости услуг (в процентах от цены продукта).
Я несколько раз баловался с системами типа pandora.com, которая дает музыкальные рекомендации и я был до глубины души поражен, что мне нравятся вещи о которых никто никогда не слышал, и мой, казалось бы, заурядный вкус, совсем даже далек от всех мейнстримовых вещей, которые нам скармливают гении от маркетинга. Возможно, я окажусь среди небольшого количества единомышленников, но мне интересно знать, что где-то есть люди, разделяющие мои вкусы, и я могу попросить их совета. И да, я готов за это заплатить»
Клявлин Денис: «Чтобы воплотить то, что вы говорите, в жизнь, надо сильно постараться... Надеюсь, у вас получится. Я сейчас думаю над идеей музыкального закрытого клуба по интересам. Хочу сделать подобный вашему механизм выдачи рекомендаций одними участникам клуба другим и методы их отбора и селекции»
Елена: «Ваша теория покусилась на оценки самовлюбленных «культурных» экспертов, которые хотят мне навязать свои ценности. А вы правы, мне, потребителю, это не надо. Есть люди, которым я доверяю в оценках, хоть и проверяю, и если их станет больше, это рационально, хорошо и дорого стоит»
Ю.А. Скугорев: «Возможно ли использовать вашу систему в других потребительских секторах? Меня очень интересует экспертное мнение «опытных» потребителей финансовых услуг для «физиков». Как бы и мне тоже организовать нечто на подобие вашей системе?»
Александр Аванесов: «Сейчас я пытаюсь вывести формулу успеха или неуспеха шоу-продукта, потому что задумал большой русский мюзикл. Глядя на то, что проваливаются не только бродвейские бренды, но и русские темы вроде «12 стульев», я пытаюсь понять, что могло бы иметь успех у нашего зрителя. Ну, да ладно, это долгий разговор».
Разговор долгий. Начался давно, и кончится не завтра. Скорее всего, никогда не кончится. И, слава богу: иначе, если в культуре что-то изменится, и Авдотья Смирнова об этом узнает, она пойдет и застрелится…