о нас
персоналии
сми о нас


проекты
издательство
кафедра


книга
термины
Имхонет


исследования
аналитика
ссылки

, Михаил Грунин

Radiohead бросили вызов музыкальной индустрии

10 октября в Интернете выставят для скачивания In Rainbows – новый альбом культовой британской рок-группы Radiohead. Событие осталось бы незамеченным никем, кроме поклонников коллектива. Однако, возможно, эта дата станет началом новой эпохи в экономических отношениях музыкантов, лейблов и слушателей. Дело в том, что группа решилась на смелый эксперимент. Каждый желающий может скачать треки альбома в формате мр3, заплатив за удовольствие столько, сколько пожелает. На сайте Radiohead так и написано: «Это на ваше усмотрение». Установлена и цена самого скачивания – 45 пенсов. Именно столько стоит техническая сторона вопроса, без учета платы за смыслы, переживания, эстетику.

Radiohead давно имеет репутацию белой вороны в музиндустрии. Против «монстров звукозаписи», перегружающих рынок массой лишних посредников, протестуют многие, но как правило это малоизвестные команды, которые не пускают играть дальше ДК в собственном райцентре. А тут речь идет о законодателе мод, набирающем популярность вот уже 15 лет и имеющем армию фанатов во всем мире. И у этой команды сейчас нет контракта ни с одним лейблом.

Лидер группы Том Йорк еще в 2003 году заявил: «Мне нравятся сотрудники нашей рекорд-компании. Но однажды мы задались вопросом «а почему они нам так нужны?», и пришли к выводу, что настало время делать все самим. И да, это, вероятно, подарит нам немного извращенного удовольствия – сказать «Fuck You» распадающейся модели бизнеса». И, между прочим, упомянутое англоязычное высказывание относится не только к рекорд-компаниям, но и к пиратам. В этой модели они тоже становятся лишними.

Действительно, почему бы музыкантам самим не назначить цену на свое произведение? Или, как в случае с Radiohead, вообще предоставить это публике? Тем более, что они могут себе это позволить – многочисленные фаны наверняка раскошелятся и кто-то из них заплатит даже больше, чем положено платить по продюсерским «понятиям». Как в ресторане, где клиент может расплатиться по своему усмотрению. Очевидные плюсы такого маркетингового хода – ажиотаж вокруг новой пластинки и реальная оценка своей рыночной стоимости. Пусть какие-то деньги будут потеряны, пусть даже большие. Но ведь обратная сторона риска – это успех. Любое новшество (не только в творчестве, но и на рынке) – это инвестиция в будущее.

Уже известны некоторые данные о том, сколько согласны платить поклонники за альбом. Желающих оказалось так много, что после объявления об условиях скачивания сайт Radiohead обвалился, не выдержав наплыва посетителей. Когда же его восстановили, то вскоре выяснилось, что 40% из них готовы отдать за 10 треков In Rainbows от 2 до 10 долларов.

Помимо скачивания в формате мр3, альбом предлагается и на физическом носителе – за 40 фунтов можно получить CD с песнями, две 12-дюймовые виниловые пластинки и компакт с бонусными материалами. Многие предпочли именно второй вариант. Пресс-атташе группы Мюррей Челмерс сообщил: «Хотя мы предложили поклонникам заплатить за треки сколько не жалко, большинство посетителей сайта, как стало очевидно, предпочитают получить их по той цене, по которой могут купить альбом в магазине. Это удивляет и радует одновременно. С другой стороны, обнаружилось совсем немного людей, которые хотят получить его, не заплатив ни пенни».

Тем не менее, менеджеры группы Крис Хаттон и Брис Эдж отрицают то, что их подопечные решили воевать с лейблами насмерть. В эфире радио ВВС они назвали демарш Radiohead «другим стилем работы» и выразили надежду, что их поступок заставит других «музыкантов и рекорд-лэйблы задуматься и не принимать сложившуюся ситуацию как должное».


in english
контакты

ИСКАТЬ

Комментарии:


к данной статье нет комментариев