17 февраля президент Фонда «Прагматика культуры» встретился со студентами Высшей школы экономики. В надежде заинтересовать возможных инвесторов, они подготовили проект прикладного исследования российской индустрии кинопроизводства. Формулируя проблематику своей работы, студенты назвали «определение рыночных ниш для российского кино», «поиск самых прибыльных сегментов киноиндустрии», «изучение проблемы пиратства в отрасли». Как сообщили представители делегации, исследовательской группе из 8 человек «не хватает научного лидера». За тем они и пришли к А. у.
Впрочем, президент Фонда сразу определил это исследование не как научное, а как типично маркетинговое. И предложил делегатам разговаривать в логике бизнеса, без всяких скидок на «студенческий» статус аудитории.
По мнению студентов Высшей школы, сегодняшним кинематографистам не хватает денег на то, чтобы снимать кино. И если исследователи попытаются предсказать изменения отрасли в будущем, то, очевидно, инвесторы, узнав эти прогнозы, захотят вкладывать больше денег в индустрию.
В то же время, А. считает, что «если не брать относительно небольшие студии, которых примерно полсотни, основных игроков, готовых тратить деньги на кино, в стране пять-шесть. Но как определить, кому именно и почему будет интересно исследование? Главная проблема в российском кино в том, что заказчик – неизвестен. В кино-мире есть сто «топовых» человек, которые все знают о киноиндустрии, или думают, что знают. Так что покупать чужие мысли они не собираются. Кроме того, в наших теле- и кино-проектах очень важны личные связи и доступ к административному ресурсу. Они прокладывают путь к успеху без всяких бизнес-планов, не то что исследований. Поэтому для подобной аналитики просто нет «выхода».
По мнению А. а, гораздо важнее определить задачи реального бизнеса и понять, сможет ли аналитическая работа быть адекватна этим интересам. Тем не менее, прикладное исследование не может быть эффективным, если не опирается на серьезную маркетинговую базу. «Экономика начинается не там, где есть деньги, а там, где есть почва для предпринимательской активности. Нужен полноценный маркетинговый отчет об отрасли. Поняв, как утроен рынок в целом, можно понять, как его можно улучшить или создать интеллектуальное конкурентное преимущество перед существующими правилами игры на рынке, внеся туда какие-то изменения», – считает президент Фонда
Помимо зависимости от личных связей, главной проблемой российской киноиндустрии он признает нечеткую структуру соглашений между участниками рынка. «Трудно заключать контракты с артистами. Потому что в Америке контракт – это четыреста страниц, а у нас – один листок. Трудно договариваться с телеканалом о продаже телесериала. Потому что с каналом тоже нет внятного контракта, где было бы четко прописано – сколько именно он будет платить, и за что именно. Поэтому тему исследования целесообразно сузить. Я бы сконцентрировал внимание на чем-то одном: структуре контрактов, денежных потоках в киноиндустрии, налогообложении в кино, бизнес-процессе закупки фильмов на фестивали или анализе деятельности специализированных фирм», – предложил президент «Прагматики культуры» студентам.
«Однако перед тем как делать аналитическую часть работы, необходимо досконально изучить существующие материалы и еще, желательно, погрузиться в рабочую рутину, например, какой-нибудь, продюсерской компании – чтобы узнать отрасль изнутри. Барьеры входа в сложные информационные рынки очень высоки», – подчеркнул А. .