В понедельник закрылась XVIII Международная московская книжная выставка-ярмарка. Ничего подобного библиоманы и просто книголюбы в этом году точно больше не увидят. Километровые очереди в кассы и на вход в 20-й и 57-й павильоны Всероссийского выставочного центра, столпотворение у близлежащих уличных ларьков с книжками – такая картина стала привычной в последнюю неделю для посетителей ВВЦ. Ажиотаж понятен: выставка-ярмарка оказалась, пожалуй, единственным достойным событием литературной жизни-2005. Интеллектуалы истосковались по изобилию умного чтива – летом как на грех погорели «Фаланстер» с «Билингвой», у дома, где арендовал помещение Humanus, поехала крыша, а в магазины, торгующие по принципу «все в одном флаконе», уважающий себя читатель не ходит. К тому же, у народа появилась возможность пообщаться с любимыми авторами вживую, без посредничества СМИ или модных критиков. Не каждый день можно поговорить с Битовым, Улицкой, Кибировым, Лимоновым, Аннинским, Радзинским, Шендеровичем и еще со многими другими «властителями дум». И далеко не всегда можно увидеть в двух выставочных павильонах, как на ладони, – весь наш издательский бизнес с его надеждами и разочарованиями.
Из разочарований, пожалуй, главное – недостаточная ликвидность гигантских тиражей признанных мастеров развлекательных жанров. Что, впрочем, не мешает издателям по-прежнему гнать на рынок сотни тонн этой продукции, поскольку энная часть все равно покупается, и это приносит прибыль. С другой стороны, так называемые серьезные писатели вынуждены подлаживаться под ширпотреб, иначе их никто не прочитает – потому что издадут минимальным тиражом и поставят на самую заднюю полку.
Но тут и большая надежда издателей. Она как раз в том, чтобы эти авторы не шли на коротком поводу у сиюминутной рыночной конъюнктуры, а пошли бы по направлению к качественной, серьезной литературе. Иначе, при современных темпах вытеснения текстовой культуры (книжек, газет, журналов) бурно растущими цифровыми технологиями, обороты издательского бизнеса могут многократно сократиться.
Цифры говорят за себя. По данным председателя Российского книжного союза Сергея Степашина, у нас издается 700 миллионов экземпляров печатной продукции в год (при населении в полтораста миллионов человек – впечатляет). Но, как показывают исследования «Левада-Центра», 52% россиян вообще не покупают книг, и 37% никогда не читают. По результатам того же социсследования, постоянно читающих граждан у нас все меньше (два года назад их было 30%, а теперь 23%). Такое падение читательского интереса можно объяснить лишь тем, что книги проигрывают другим секторам медиа-бизнеса в борьбе за внимание аудитории. Картина становится и вовсе безнадежной, если учесть, что государство полностью самоустранилось из системы книгораспространения и бросило на произвол судьбы библиотеки и магазины интеллектуальной книги.
Так что, если издатели хотят выжить, им стоит делать ставку на ту часть аудитории, которая читала, читает и будет читать, не забывая при этом поддерживать и одаренных авторов. Времени на раздумья осталось не так много – чем дольше длится кризис индустрии, тем больше сужается рынок, и тем сложнее будет расширять его потом. Видимо, понимая это, наши главные издатели, полиграфисты, распространители и известные авторы подписали на книжной ярмарке «Хартию деловой этики». Если отбросить общие слова о «правилах взаимоотношений на книжном рынке», то в сухом остатке будет надежда на то, что издатели перестанут обманывать авторов, станут платить за хорошую литературу хорошие деньги и донесут до аудитории то, что она хочет читать.