Александр Долгин: люди пока не готовы платить за эстетику
На сайте «Русская недвижимость» опубликованы материалы круглого стола «Цена эстетики в жилищном строительстве», прошедшего 13 ноября в «Росбалте». Стоимость нематериальной составляющей домов и квартир обсуждали архитектор Максим Атаянц, гендиректор компании Urban Group Иван Богатов, первый зам. главного архитектора Москвы Юрий Григорьев, архитектурный критик Николай Малинин, архитектор Михаил Филиппов и президент Фонда «Прагматика культуры» Александр .
Свое выступление он начал с констатации парадокса: «У людей есть потребность жить в красивой среде. Хотя красота немедленно отражается на цене, которая вырастает на 20-30%, а иногда и в два раза, и люди готовы за нее платить, тем не менее, лишь одна десятая процента всего возводимого жилья учитывает эту наценку на красоту».
«Пять лет назад мы провели большое исследование под названием «Сколько стоит вид из окна?», – продолжил он. – Выяснилось, что данный вид продукта имеет довольно твердые котировки: в жилье эконом-класса наценка за хороший вид из окна составляет 10-20%, в бизнес-классе – 30%, в элитной недвижимости цена может удваиваться, утраиваться и далее до бесконечности».
Объясняя причины такого противоречия, А. отметил, что «эта ценность существует, но по какой-то причине она сейчас недооценена людьми. Люди как бы не уверены в том, что за это следует платить. Как следствие, производители этого блага не уверены в том, что их усилия по его созданию будут вознаграждены, и поэтому предпочитают не рисковать. Однако расчеты показывают, что инвестиции в качественную архитектуру составляют немногим более 3-4% от себестоимости проекта. А выгода, которую из этого может извлечь производитель, составляет 20-30% это если не учитывать увеличение скорости продаж, то есть повышение ликвидности, что, по сути, равнозначно тому же приращению рентабельности.
Вполне возможно, что красота и экономика не дружат сейчас просто потому, что их еще не успели поближе познакомить. Может быть, кому-то кажется, что красивое – это обязательно очень дорого, и это очень трудно сделать. Поверьте, при сегодняшнем уровне технологий это уже не так сложно, как 30-40 лет назад. Другим кажется, что непреодолимым препятствием является трудность работы с архитекторами, с индивидуальными заказами. Но и это вопрос разрешимый. Третьих волнует непредсказуемость человеческих вкусов. Но, на самом деле, потребительские предпочтения в этой области известны: больше половины покупателей любят спокойную классику.
Вот тот круг вопросов, который волнует экономистов. Коротко проблема звучит так: можем ли мы что-то сделать для того, чтобы было больше качественной архитектуры?» – задал тон дискуссии президент ФНИ «Прагматика культуры».