Считается, что звезду можно сделать из кого угодно, любое произведение можно превратить в хит – был бы правильный PR и достаточно денег на раскрутку. Так это или нет, обсуждали гости программы Татьяны Малкиной «Ничего личного» на телеканале ТВЦ. Условно экспертов разделили на две группы. «За» PR высказывались президент Фонда «Прагматика культуры», управляющий рекомендательным сервисом Александр , промоутер Александр Кушнир, PR-директор газеты «Аргументы недели» Сергей Сыч. «Против» выступали главный редактор «Книжного обозрения» Александр Гаврилов, художественный руководитель театра «Практика» Эдуард Бояков, главный редактор издательства «Ad marginеm» Александр Иванов.
Перед дискуссией зрители в студии проголосовали: 35% аудитории сочли, что PR может все, а 65% в этом усомнились. А. Кушнир привел сомневающимся пример группы «Мумий Тролль»: «Мало кто знает, что до появления альбома «Морская» в 1997 году группа существовала в полной безвестности 14 лет, с 83-го года. За год до этого альбома началась PR-кампания, были вложены определенные деньги, и началась «мумми-мания», – сообщил промоутер.
«Романтикам казалось, что настоящий талант всегда сам пробьет себе дорогу, – продолжил А. . – Тем не менее, появилась фигура продюсера, который эту дорогу прокладывает. Сейчас мы еще живем в реалиях торжества технологий продвижения звезд. Но уже завтра это будет не так. Эпоха «тотальной раскрутки» доживает свое время. На смену ей идет эпоха беспосреднеческих схем, когда художник сможет обратиться к аудитории напрямую. Произойдет это благодаря Интернету, который резко сокращает расстояние от автора до поклонника его творчества».
Э. Бояков строго разделил культуру на элитарную и массовую: «Искусство – территория нерыночных ценностей. Верди в свое время был массовым композитором, и его поклонники после представления вели себя примерно так, как сейчас ведут болельщики «Спартака». Но причем здесь Верди? Сейчас у него совсем иной статус. Мы автоматически отождествляем успех с коммерческой состоятельностью. А на самом деле категорией успеха может быть и оценка одного человека. Если на мой спектакль придет, скажем, Солженицын, то его мнение для меня перевесит все критические статьи».
«Первым раскрученным автором в России стал Лев Толстой, после фото-сессии журнала «Нива» в Ясной Поляне. Его стали узнавать на улицах. Но мы его любим не за узнаваемость. И читателей у него от этого больше не стало. А если и стало, то это не те читатели, которые ему были нужны», – поддержал Боякова А. Иванов.
«Если мы говорим о высоких ценностях, то дискуссия закончится не начавшись, – парировал А. . – Если же все-таки о рынке, то попробуйте привести примеры, когда успех на этом рынке возможен без PR».
Таких примеров не нашлось, но оппонент А. Гаврилов высказал главную, на его взгляд, проблему сегодняшней системы продвижения авторов и артистов: «PR-технологии на рынках культуры заставляют потребителя автоматически приобретать фальсификат низкого качества просто потому, что хорошего нет в таком количестве, в каком оно «распиарено». Потребитель хочет звезду, а звезд не хватает. Это обычная ситуация на рынке – неисполнение брендовых ожиданий. Слишком много предложено и слишком активно продано».
Ведущая согласилась и задала всем присутствующим вопрос: а кто ориентирует потребителя в перенасыщенном культурном пространстве? Как ориентироваться, когда на всех афишах и про всех написано: «лучший»?
По мнению А. а, «лучшими экспертами в такой ситуации могут стать «вкусовые единомышленники», люди, которые думают так же, как ты. Всегда существовавшее сарафанное радио сейчас, благодаря Интернету, технологизируется. Качество его работы зависит от того, сколько человек успеют обменяться информацией о произведении друг с другом, пока не испробуют его наугад».
В конце программы зрительские голоса распределились хоть незначительно, но несколько иначе. Количество верящих в то, что «пи-ару все подвластно», возросло на 3%.