В «Новой газете» опубликована серия материалов, в которых сделана попытка дать социологический анализ аудитории рекомендательного сервиса Имхонет.
Автор публикации «Рейтинг книг как зеркало читателя» напоминает, что пользователи рекомендательного сервиса вводят в память системы личные оценки книг. По этим данным (от 100 оценок) компьютерный мозг Имхонет формирует индивидуальные рекомендации, вытаскивая из своей базы (200 000 книг) то, что понравится именно этому человеку (или необходимо ему: есть разделы деловой и научной литературы). Сервер также связывает в социальную сеть людей со схожими литературными (музыкальными, театральными) вкусами. Это задумано как способ сохранить личный вкус и взгляд в PR-штормах. Однако, отмечает «Новая газета», PR-атаки слишком сильно влияют на сознание людей, даже когда они ставят индивидуальные оценки: «У нас давно формируется (а по прочтении очень крепнет) дикая мысль: может быть, бестселлеры – это вообще не книги? А другая сфера бизнеса, другой товар… ну как сыр в форме помидора. И следует резко их развести, узаконить развод, отведя Минаеву и Донцовой полку в «Ашане»?
Далее издание публикует записки социологов. «Важно не то, как дела обстоят на самом деле, а то, что люди думают по этому поводу. Закон, выведенный Джорджем Соросом на фондовых рынках, применим сегодня к любой сфере: рейтинги фильмов, ресторанов и президентов часто играют большую роль, чем качество ленты, пищи или политики», – пишет Наталия Бялик. – Любой рейтинг—орудие обоюдоострое. Он характеризует не только книги, но и саму читающую публику. Вглядитесь: имена «самых неоднозначных» в ИМХОнете, задуманном как крепость индивидуального вкуса,—на 80% совпадают со строчками хит-парадов российских книжных ревю и перечнем лидеров продаж крупнейших магазинов».
Александр Никулин увидел за оценками несколько типов «широкого читателя»-2008. Эстетствующие выставляют большинство негативных оценок за стиль и идею. Праздно развлекающиеся равнодушны к вопросам стиля—ценят закрученный сюжет и гламурно-скандальные подробности. Потребители, ориентированные на новизну, подчеркивают, что читают книги модного автора, потому что «надо быть в курсе», даже если писатель не нравится. Социологически ориентированные читатели заверяют, что на их выбор влияет актуальность темы: про выборы, массмедиа, Чечню, дифференциацию богатства и бедности нужно знать, ибо это сердце общественной жизни. Их даже не смущает, что язык автора убог, а анализ примитивен: «Муть мутная с политическим душком… тем не менее есть удачные описания информационных кампаний. Ставлю «4».
Но, как в любой общественной среде, среди читателей находятся моралисты. Они беспощадны не только к авторам, но и к самим себе: «Иногда думаю, какого черта я беру в руки эту мерзость… Понимаю, что это просто московское, чисто столичное: повестись на какое-то дерьмо...».