Одной из центральных исследовательских тем Фонда «Прагматика культуры» давно стала проблема успешной навигации потребителя в широком предложении товаров и услуг. И, представьте себе, грамотно ориентироваться хотят не только простые смертные, но и богатые, даже очень богатые люди. Те самые, что выбирают не просто дорогое, а очень дорогое. Специально для этих лиц недавно открылась эксклюзивная интернет-барахолка под звучным названием . Посетить сайт может каждый, а вот воспользоваться его предложениями – отнюдь. Все, что там продается, стоит от $1 млн. Так что, если у вас миллион или два, вам там только облизнуться и, кусая локти, направиться с горя в ближайший бутик – за вульгарным шоппингом.
Действует проект по принципу кросс-маркетинга. В переводе на русский – это когда клиенты одной компании могут быть потребителями другой – партнерской – компании. Если фирма предлагает свой продукт в местах скопления клиентов партнерской компании, то эффективность продаж обеих, скорее всего, возрастет. Понятно, обеим будет лучше всего, если они продают примерно одно и то же. В данном случае сайт собирает торговцев люксовым имиджем – яхтами, самолетами, арабскими скакунами, островами. По мнению организаторов VIP-клуба, кросс-маркетинговый способ уже до конца года принесет продавцам товаров класса «люкс» $100 млн. дополнительных барышей.
Сама идея не нова, на Западе ее применяют не первый десяток лет. Но тут интересна, прежде всего, попытка консолидации в одном месте випов – людей, которые могут все себе позволить. Сразу возникает вопрос: а достаточно ли таких людей в России, можно ли считать, что у нас есть элитный рынок? Тут цифры разные: одни насчитали 20 тыс. доморощенных мультимиллионеров, другие – 5-6 тыс. Но даже если 5, то это уже солидный спрос – товары-то по миллиону, как минимум. В любом случае, пока нефть дорогая, таковых людей будет становиться все больше. Общий объем рынка товаров категории «люкс» в России составляет более $4 млрд.
Идеологи проекта называют и еще один козырь – механизм one-stop-shop. Опять же, по-русски «все в одном». То есть, когда покупаешь яхту, тебе надо найти того, кто будет ей управлять, тех, кто будет ее ремонтировать, тех, кто обеспечит места для ее стоянки и т. п. Вроде, получается удобно.
Однако станет ли VIP-клиент искать все это именно среди участников коалиции ? Он ведь человек избалованный, привык к эксклюзивному обслуживанию. Если он сам водит автомобиль, и ему на заправке предложат застраховать машину – по той самой кросс-маркетинговой схеме – у него это вызовет раздражение, только и всего.
Как бы то ни было, узнать истинные предпочтения наших випов довольно трудно. Хотелось бы, конечно, позвонить Ходорковскому и спросить: какое, мол, обслуживание вам больше по сердцу, какие товары категории «люкс» вы предпочитаете покупать, в какой VIP-тур хотели бы отправиться в это время года? Но он однажды уже показал, что у него очень много денег, и с тех пор до него не дозвониться. Известно лишь, что года полтора назад от его имени пришла прямо из камеры подписная заявка на туристический журнал «Чук и Гек». Да и тот недавно перестал издаваться. Это к тому, что вряд ли кто-то из богатых людей захочет афишировать, пускай и косвенно, истинные размеры своего состояния.
Так что о перспективах проекта пока говорить сложно. Сами его создатели смотрят в будущее с оптимизмом. Главные надежды они возлагают на бурно растущий рынок российской элитной недвижимости.
Подробнее об этом в материале «».
P.S.
Вопросы недвижимости (элитной, в частности) широко представлены на нашем сайте. Тому есть формальные и содержательные причины. Недавно закончилась крупнейшая в России выставка архитектуры и дизайна «Арх-Москва», где мы пообщались с известными архитекторами страны. На днях вышел очередной номер обозрения «», центральной темой которого стала прагматика архитектуры, строительства, дизайна, интерьера.