о нас
персоналии
сми о нас


проекты
издательство
кафедра


книга
термины
Имхонет


исследования
аналитика
ссылки

, Михаил Грунин

Охрана интеллектуальной собственности в России

Первого января будущего года вступает в действие Четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации. По-видимому, это будет первый в мире случай возведения охраны авторских прав и другой интеллектуальной собственности в ранг кодекса. Между тем, институт копирайта все отчетливее демонстрирует признаки глубокого кризиса. Многие ожидают, что на смену ему должен прийти иной, более совершенный механизм, который обеспечит авторам не только более справедливый доход, но и значительно большую свободу творчества. Президент Фонда «Прагматика культуры», руководитель рекомендательного сервиса .ru считает, что такой механизм уже создан, и довольно быстро он сможет потеснить привычное авторское право.

20 июня в эфире программы «Время и мир» на Радио «Свобода» с А. ым побеседовал обозреватель Александр Сергеев, который начал с вопроса о природе копирайта: «Многие считают, что копирайт – это то же самое, что собственность. Скопировать чужое произведение без разрешения – это совершенно то же самое, что угнать машину или стащить пирожок с полки».

По мнению А. а, это не совсем так: «Копирайт защищает агента от другого агента, который может сговориться с автором, когда судьба произведения уже определилась и она хорошая. Представьте себе: агент договорился с автором на роялти 20%, вложил в раскрутку книги миллион долларов, книга всем известна, популярна. В этот момент автор решает, что другой агент, который уже не несет рисков, выдаст ему не 20% роялти, а 50. Второй агент, зная, что произведение уже популярно, допечатывает тираж, отнимая тем самым рынок у первого агента. Если каждый агент предполагает, что его тут же на старте обойдет другой агент, тогда может не найтись никого, кто захочет быть первым». При этом «если не найдется никакого мотивированного агента быть первым», то автор вообще ничего не получит. Профессиональный литератор не может существовать на те роялти, что ему платят – для этого он должен писать по четыре книжки в год, «это обычно у хороших авторов не получается», – констатировал гость студии.

«Зато получается у плохих», – ответил А. Сергеев. «И в этом вся каверза закона о копирайте и всей коммерческой культуры, что они приводят к самоотбору плохих авторов, то есть тех, у которых получается конвейерное производство. Копирайт родился как мостик между коммерцией и искусством, и это было неплохо на определенном этапе. Это было здоровая институция. Но на сегодняшний день копирайт состарившийся институт. Вся жизненная система, все мироустройство, культура видоизменялись таким образом, что породили условия, прямо противоречащие первичным задачам копирайта», – заявил А. .

Полный текст беседы в студии Радио «Свобода»: Охрана интеллектуальной собственности в России.


in english
контакты

ИСКАТЬ

Комментарии:


к данной статье нет комментариев