о нас
персоналии
сми о нас


проекты
издательство
кафедра


книга
термины
Имхонет


исследования
аналитика
ссылки

, Михаил Грунин

Война символов

Вышел в свет новый выпуск журнала «Критическaя Мaсса» (2006, №4). В нем опубликован фрагмент книги Майкла Брауна «Кому принадлежит фольклор?», перевод которой скоро будет издан Фондом «Прагматика культуры». Автор отмечает, что институт копирайта уходит корнями в общество первобытных людей. Во всяком случае, индейские племена современной Америки весьма активно отстаивают свои права на культовые символы.

Так, в 1994 году народ зиа (штат Нью-Мексико) официально потребовал у властей штата репарации за использование символа солнца. К 2001 году денежные требования достигли 76 миллионов долларов – по одному миллиону за каждый год использования символа на флаге и бланках Нью-Мексико.

«Авторское право защищает отдельные продукты, то есть «работы», – пишет Браун. – Является ли фольклор этнической группы работой в этом понимании или это что-то иное? Положим, все известные мифы и народные сказания данного общества записаны и опубликованы—обеспечит ли морально-правовая доктрина возможность для этой народности распоряжаться новыми пересказами тех же самых произведений? Каковы пределы таких прав контроля? То есть, если община распоряжается всеми возможными применениями ее работ, предотвратит ли это полностью и навсегда цитирование или заимствование этих материалов другими лицами?».

Пытаясь ответить на эти вопросы, автор пессимистично отмечает: «За всей этой полемикой присутствует дестабилизирующее влияние КОПИИ. Новые технологии размножения зачастую представляют собой опасность для существующих систем общественного контроля. Изобретение печатного станка дало возможность грамотным мирянам приобретать недорогие библии, что подорвало влияние церковных властей и явилось причиной реформации. Появление кино означало конец водевиля. Промышленное массовое производство уничтожило ремесленные гильдии. Компьютерные программы, которые способствуют копированию защищенной авторскими правами музыки, потрясают основы звукозаписывающей индустрии и могут в конце концов видоизменить ее. Книге, которую вы держите сейчас в руках, возможно, суждена короткая жизнь, поскольку университетские издательства дают научным библиотекам электронные копии книг вместо бумажных. Это, правда, не так уж важно, поскольку авторские гонорары и без того подорваны использованием фотокопировальных устройств и Интернет-торговлей, которая с поразительной эффективностью доставляет пользователям подержанные книги».

Этот и другие материалы в свежем номере журнала «Критическaя Мaсса»


in english
контакты

ИСКАТЬ

Комментарии:


к данной статье нет комментариев