Рекомендательный сервис – новейшая экспериментальная площадка для наук о человеке
5 декабря на кафедре прагматики культуры Государственного университета Высшая школа экономики прошел междисциплинарный семинар «Экономика культурных индустрий». Профессор ГУ ВШЭ Дмитрий Рогозин выступил с докладом «Социальная картография Интернета. Виртуальный мир в перспективе его создателей». Опираясь на октябрьский экспертный опрос Фонда «Общественное мнение», он дал обобщающую характеристику взглядов специалистов на русскоязычный сегмент Интернета и предложил варианты развития будущего Рунета.
Президент Фонда «Прагматика культуры» в своем выступлении представил рекомендательный сервисе Имхонет, которым руководит, с новой, неожиданной стороны. «Рекомендательный сервис – новейшая экспериментальная площадка для наук о человеке», так назывался его доклад.
«В теме доклада заявлено о появлении новейшей экспериментальной площадки, – начал А. . – Сегодня часто эксплуатируются тема новизны, и не всегда понятно, когда это соответствует истине, а когда нет. Я надеюсь оправдать ожидания. Причем буду действовать в соответствии с названием нашей кафедры, то есть прагматично – постараюсь продемонстрировать значимость, которую наш интернет-проект имеет для ученых и исследователей самых разных областей. Его магистральная линия не научная, а – социально-практическая, поскольку это новый общественный институт, входящий в практику. Этот институт, с одной стороны, очень наукоемкий, он не может существовать без науки. С другой стороны, он – наукогенерирующий, поскольку аккумулирует в процессе работы множество данных и ставит вопросы, нуждающиеся в осмыслении.
Науки о человеке, в частности экономика, поставлены перед фактом, что объект их изучения—реальная экономика—находится во власти прямо противоположных тенденций. С одной стороны современные рынки как никогда близки к классическому пониманию экономики, а именно: информация бесплатна и общедоступна, ее добывание ничего не стоит. Каждый экономический агент принимает рациональные решения, зная все, что для этого нужно: сколько стоит, каково качество товара и так далее. Мы понимаем, что этот постулат нереалистичен, и, тем не менее, макроэкономика во многом прогностична. В то же время, в ХХ веке родилась новая институциональная экономическая теория, которая исходит из того, что информация не бесплатна. Эта теория объясняет институты как нечто, что устраняет дефицит информации и вводит правила.
Итак, с одной стороны, мы как никогда близки к классической экономике. С другой – как никогда далеки от нее, поскольку товар изменился в одном существеннейшем аспекте, а именно – его ценность все меньше определяется утилитарными функциями и все больше чем-то трудноуловимым – вкусами, интерпретациями, социальной значимостью. Сегодняшняя экономика – едва ли не в большей мере стала экономикой неутилитарных сущностей, эмоций, смыслопорождений», – отметил президент ФНИ «Прагматика культуры».