Оказывается, цена билетов на фильм или спектакль вовсе не отражает качество удовольствия, которое вы в итоге получите. То есть, например, от «мерседеса» за 50 000 долл. вы получите примерно в тридцать раз больше удовольствия, чем от ВАЗ-2106 за 50 000 р. Это известно заранее. А вот заплатив за билет на спектакль, вы вполне можете получить хорошие места, запоминающийся буфет и абсолютную ерунду на сцене.
Именно адекватной денежной оценкой эстетического удовольствия и озаботился профессор , разработав научный эксперимент и потратив на него 1 млн долл., который Александр Борисович заработал на ниве цветной металлургии, будучи управляющим компанией «Союзнихром» и ряда других фирм. Логика эксперимента такова: все рейтинги зрительских симпатий голословны и безответственны, и только «голосование рублем» может отразить истинную эстетическую ценность увиденного. Поэтому посетителям 30 театров и 5 кинотеатров перед сеансами выдавали анкету и конверт с 50 р. купюрами по червонцу. После просмотра каждый должен был оценить качество увиденного: если плохо – забрать себе часть денег из конверта, если же хорошо, то, наоборот, вернуть деньги и добавить немного своих (тоже в пределах 50 р.), исходя из количества удовольствия.
– Наиболее потрясшим нас результатом эксперимента стало то, что не все зрители сбежали с выданными им деньгами, что казалось нам наиболее вероятным исходом акции, – говорит Александр . – Забрали все деньги себе только семнадцать процентов киноманов и восемь процентов любителей театра, что внушает некоторый оптимизм. Например, прошлым летом мы сильно прогорели на «Терминаторе», зато все вернули на «Грязных прелестях» и «Догвиле».
А вот в театре, как выяснилось, больше всего денег (27 р. 33 к. в среднем с одного зрителя) собрал спектакль «Без вины виноватые», поставленный в «Мастерской Петра Фоменко». Хуже всех, по мнению зрителей, оказался «Анатомический театр инженера Евно Азефа» в постановке режиссера театра «Эрмитаж» Михаила Левитина, после которого они вытащили из конверта в среднем по 17 р. Исходя из этих результатов, профессор убедился, что горожане готовы доплачивать за качество удовольствия, и признал начало эксперимента удачным.
Следующий этап эксперимента – создание в Интернете информационного ресурса, в котором рейтинги будут создавать сами зрители. Идея в следующем: из наиболее активных потребителей продукции театров и кино сформируется некая команда экспертов, каждому из которых на виртуальный счет положат по 1 000 реальных рублей. Эксперты будут как обычно ходить на разные фильмы и спектакли, слушать музыку, читать книги и голосовать деньгами: понравилось – положил на счет определенную сумму, не понравилось – снял со счета. В итоге должно получиться нечто вроде финансовой пирамиды: допустим, вы захотели сходить в кино. И вот вы лезете в Интернет и смотрите оценки тех экспертов, вкусу которых вы более всего доверяете. И если выбранный по чьей-то рекомендации фильм вам понравится, то, по логике, необходимо будет положить некоторое количество денег на счет эксперта.
– Здесь важна даже не столько собственно сумма денег, а деньги важны своей сигнальной функцией, которую они в культуре утратили, – считает профессор . – Больше того, деньги призывают к ответственности. Предположим, что мы не пользовались бы деньгами, а получали только устные оценки. Тогда открывался бы очень большой простор для манипуляций. Вообще говоря, за право публиковать свое мнение нужно платить.