В московских театрах проходит эксперимент: сколько заплатить за спектакль, зритель решает сам
Ирина Корнеева
26 февраля 2004 г.
В фойе к зрителям подходят симпатичные молодые люди и предлагают конверты с деньгами. Объясняют, что это театральный эксперимент — публике предлагают померить свое личное время, проведенное в театре, деньгами.
Для голосования предлагается анкета и 60 рублей. Прогнозируется три типа зрительской оценки: все забрали деньги (спектакль плохой); половина зрителей забрали, половина деньги доложили (спектакль на любителя); большинство зрителей доплатили (хороший спектакль, высокая оценка качества времени).
В эксперименте уже приняли участие театр "Около дома Станиславского" (спектакли "Где тут про воскресение Лазаря?", "Предпоследний концерт Алисы в Стране Чудес"), Центр им. Вс. Мейерхольда ("Арто и его двойник"), "Эрмитаж" ("Безразмерное Ким-танго", "Анатомический театр инженера Евно Азефа"), театр им. Вахтангова ("Сирано де Бержерак", "Без вины виноватые"), "Сатирикон" ("Контрабас", "Сеньор Тодеро хозяин"), театр им. Моссовета ("Дамская война", "Сирано де Бержерак" и "Король Лир"), театр им. Маяковского ("День рождения Синей Бороды")...
Самое поразительное, что конверты не исчезали бесследно: зритель оказался готов поступиться деньгами ради того, чтобы выразить собственное мнение. Конечно, были случаи, когда люди, которых привезли спецавтобусом из провинции, где 60 рублей — большая сумма, воспринимали конверты как материальную помощь. Но были и другие примеры — зрители вкладывали по 500, 1000 рублей вдобавок к заплаченным за билет.
Кстати, деньги в этой акции — только некий символ, а безусловной ценностью признается личное свободное время человека. Человек отдает деньги за билет, но главное, он жертвует своим бесценным выходным вечером. А сообщить о своем впечатлении не может — у него нет никакого рупора, в который бы он честно сказал: "Я от увиденного в восторге" или же "Мне это не понравилось". Суть проекта «» — в экспериментальной форме проверить: хочет ли зритель иметь такой "рупор" и готов ли он сигнализировать понятным всем знаком — деньгами.
Данная акция, проводимая научным фондом , уникальна и оригинальна — ничего подобного ни в России, ни в мире до сих пор не проводилось. Да, идея не взята из воздуха, а спровоцирована исследовательской работой, в частности той, которую ведут в Америке по заказу Голливуда. Да, профессионалы во всем мире давно озабочены проблемой неправильного ценообразования на рынке культуры и ищут способы ее разрешения. Но сама форма и сюжет принадлежат российскому предпринимателю Александру у, профессору Высшей школы экономики, основателю и президенту фонда .
Его личный интерес в данном проекте, по утверждению директора фонда Екатерины Мень, сугубо исследовательский: "Предположить в акции прямую корысть нельзя — схема "вложил-получил" здесь не работает. Мы ищем ответ на вопрос: "Сколько стоит эстетика?". Что мы будем делать, когда его найдем? О, это не случится так быстро".
Первые замеры "а" состоялись в декабре. Уже сейчас можно сказать — эксперимент дал положительные результаты. Люди, когда им давали деньги, не изымали их тотально, а адекватно и комплексно оценивали театр: его атмосферу, буфет, сервис, день недели, обслуживающий персонал, звезд, пьесу... "Мы рискуем 60 рублями, помноженными на число мест в зале, — продолжает рассказывать Екатерина Мень. — Мы даем деньги, чтобы зрители могли компенсировать свое неудовольствие. Когда люди довольны, они сами доплачивают и результаты получаются плюсовые. Сейчас мы уже спокойно идем на замер. В этом эксперименте выявился зеркальный психологический эффект. Мы все поначалу думали, что если людям в России дать деньги, обратно их получить будет сложно. Но люди не такие, какими мы их себе представляем, а такие, в какие условия мы их ставим. Например, если на наших дорогах создать такие условия, то любой культурный человек будет вести себя по-хамски — иначе он погибнет. А в театрах люди стараются вести себя достойно".
Время окончательных выводов "а" еще не пришло. Но предварительная обработка данных состоялась. Итак: зритель заинтересован, чтобы его мнение было услышано; он выше всего оценивает в театре сложные драматические переживания.
Самые высокие оценки +21 и +26 получили спектакли театра "Около дома Станиславского". Это значит, что каждый зритель не только не забрал предложенные ему 60 рублей, но и доплатил свои — в среднем 21 и 26 рублей соответственно. Этого можно было ожидать — у Погребничко наиболее предсказуемый состав "своей" публики, сформированный в течение многих сезонов. Среднюю оценку +14 получил спектакль "Арто и его двойник" — за недолгую историю стационарной площадки Центра Мейерхольда здесь еще не успело сформироваться собственное зрительское сообщество.
Отрицательную оценку -5 и -17 получили спектакли театра "Эрмитаж". По мнению социологов, публика на обоих спектаклях была случайная, со стилистикой режиссера Михаила Левитина не знакомая. Художественные достоинства спектаклей в ходе эксперимента не оценивались, и потому вывод мог бы звучать так: "Эрмитаж" пока не нашел своего зрителя.
Далее, наивысшую оценку получили постановки, шли на которые зрители в ожидании увидеть любимых артистов. Большую кассу "снял" моноспектакль "Контрабас" в "Сатириконе" — те, кто хотел увидеть "любимого актера Райкина", не были разочарованы. Хороший плюс получил "Сирано де Бержерак" в театре Моссовета — у Александра Домогарова также масса поклонников. А вот изящная моссоветовская "Дамская война", поставленная Марком Вайлем, не заслужила положительной оценки публики. Вот и обозначенная проблема: на театральном рынке, увы, нет качественных механизмов навигации.
Еще показатель. Самую низкую оценку из положительных (но все же положительную) получил "Сирано де Бержерак" в театре им. Вахтангова. Тоже проблема, а точнее, мода — модно ходить "на Суханова", модно ходить на спектакли Мирзоева. В репертуар эксперимента этот спектакль попал именно по этой причине: интересно было проследить, как публика оценивает то, что она сочла модным, то есть необходимым для посещения. Но далеко не все зрители оказались готовы воспринять то, что увидели...
Руководство театра им. Вахтангова разрешило провести эксперимент и на легендарном спектакле "Без вины виноватые", поставленном Петром Фоменко 11 лет назад. 22 февраля состоялся замер. Зрители, которым посчастливилось достать билеты (а вот уже 11 лет это является проблемой), явно были в курсе, зачем они сюда пожаловали. Те, кто взял анкеты, проголосовали почти единодушно. Скорее всего легенда вахтанговского театра станет еще одним рекордсменом "а". По предварительным подсчетам оценка "Без вины виноватых" равна +25.
В феврале «» выяснял ценность зрительского времени, проведенного в репертуарных театрах. В марте-апреле будут мерить антрепризы, мюзиклы и, возможно, спектакли "Золотой маски". 10 апреля состоится последний замер. Последний зритель заберет 60 "театроновских" рублей или вложит свои кровные. Уже сейчас в театральных кулуарах активно обсуждается: не ввести ли в постоянную практику подобные акции и не сделать ли их для театров дополнительным источником существования?..
Публикации о Фонде
Публикации о Проекте "Театрон"
Публикации о Проекте "Синема"