Презентация проекта «» состоится сегодня в Центре имени Мейерхольда. Суть проекта заключается в том, что если вам не понравилось, как вы провели вечер в театре, у вас есть шанс вернуть затраченные средства.
Понедельник, 19 Января 2004 года, 13:42
Представляя проект, инициатор эксперимента Фонд научных исследований предлагает директорам театров, художественным лидерам театральных трупп, преподавателям театральных училищ и театральным критикам обсудить сегодня тему "Рынки искусства – рынки времени". Устроители экспериментов находят эту тему животрепещущей.
До начала полномасштабного эксперимента осталось два дня. Фонд Прагматика культуры убежден в успехе предприятия – результаты исследования, проведенного совместно с кинотеатрами, свидетельствуют — зрители готовы ответственно фиксировать свои оценки в однозначном эквиваленте: доплачивать в случае положительного впечатления от проведенного вечера, и забирать часть денег в случае неудовольствия. Прежде чем приступать к широкомасштабной акции в театрах – Фонд провел пилотные замеры — замеряли спектакли, поставленные Михаилом Левитиным, Юрием Погребничко и Валерием Фокиным. Первые результаты — весьма показательны – они подтверждают выводы, сделанные раньше. По мнению организаторов эксперимента, сегодняшняя система расчетов не знает, как снизить зрительские риски? Как обеспечить гарантии того, что, отдав деньги, зритель получит взамен настоящее искусство? Цена билета зрителю ни о чем говорит – утверждают экспериментаторы и тут же заявляют — Конечно, цена сообщает о комфорте зала и о престижности театральной "марки". Но о качестве предстоящего впечатления, о глубине удовлетворения от просмотра, о свойстве переживания билетная цена молчит."Рынки культуры устроены так, — говорит автор идеи эксперимента, профессор Высшей школы экономики Александр , — что они сообщают, о чем угодно: сколько у нас театров, сколько постановок, сколько стоит бутерброд в буфете, каков бюджет постановки, кто спонсировал спектакль и т.п. Только мне никто не говорит, зрителю понравилось или нет? И какому зрителю понравилось, а какому нет? Нет элементарного обмена потребительским опытом в культуре." Конец цитаты. Проблема траты свободного времени для современного человека становится всё более актуальной. Между тем, никогда раньше не поднималась тема рациональной траты этого времени. А значит никого и никогда всерьез не интересовала и тема выбора – во всяком случае она никогда раньше не обсуждалась. Что может дать оценка, выраженная в такой форме как деньги? Она дает, как считают инициаторы эксперимента, объективный сигнал о качестве проведенного времени. Сигнал тем людям, которые хотят ходить в театр, но не имеют никакого достоверного ориентира в театральном предложении. Тем зрителям, которые и сами, оказавшись в роли "первопроходцев", готовы сигнализировать последующим о качестве увиденного и пережитого. Зритель не будет, да и не должен разбираться в подробностях театральной "кухни". Он не обязан искать объяснений частным "деталям" представления – хороши ли мизансцены, плохи ли реплики, удачны ли костюмы и декорации. В настоящее время свое участие в эксперименте «» подтвердили "Сатирикон", Маяковка, Театр имени Вахтангова и Театр имени Моссовета, которые готовы "рискнуть" — позволить оценить ряд своих спектаклей. Только кажется забывают и те, кто придумал этот эксперимент, и те, кто решился на него, что единообразия нет и не может быть и что о вкусах не спорят, их не навязывают, а формируют. В том числе и методом проб и ошибок.
Эксперимент «» начнется 21 января.