missio
персоналии
события
сми о нас


исследования
проекты
издательство
образовательная программа


статьи
рефераты
ссылки


связаться
команда
сотрудничать

"Новые известия"




Новый проект фонда «Прагматика культуры» называется «». Греческое слово означает не что иное, как «пространство зрителей».

Вечером 21 января публика Театра Вахтангова была несколько удивлена: ей было предложено не только посмотреть спектакль «Сирано де Бержерак», но и оценить свои впечатления… в денежном эквиваленте.

Каждому был предложен конверт, в котором находились настоящие деньги – определенная сумма в рублях. Естественно, прилагались подробная инструкция по использованию денежных знаков и обычный атрибут социологических опросов – подробная анкета. Оказалось, что публику не просят оценить спектакль. Вопрос был в другом – «Как вы оцениваете свое время, проведенное в театре?». Причем время попросили оценить в денежном эквиваленте. Вроде бы ничего страшного: подумаешь, в пределах 50 рублей. Кстати, если тебе плохо как раз на 50, то, пожалуйста, конвертик содержит сумму, из которой ты эти пять червонцев можешь спокойно изъять в виде законной компенсации за время, оцененное тобой, как впустую потраченное. Ну а если ты в восторге от проведенного вечера, пожалуйста, доплати!

Свое желание судить об удовольствии зрителя по количеству денежных купюр, доложенных в конверт, организаторы эксперимента объясняют довольно остроумно: «Когда человек выставляет оценку качеству проведенного времени в рублях, причем из своего собственного кармана, его ответственность естественным образом заметно повышается».

Зрители Вахтанговского театра спокойно доплатили. Правда, были высказывания, что как-то не хотелось бы делать так каждый раз. Кто-то же, наоборот, комментировал свои действия согласием – мол, человек должен платить за удовольствие, когда он его уже получил и смог оценить.

Ключевые слова «свой зритель» провоцируют зеркальное понятие: «свой спектакль». Равенство сторон – производителя спектакля и его потребителя – по идее и должно быть обеспечено особой независимой экспертной инстанцией, учитывающей «обратные сигналы» от зрителей. Понятно, что мы имеем дело с разработкой в области новых медийных технологий. В буклетике эксперимента сказано об этом скромно и ненавязчиво: предлагаем вам стать нашим экспертом. Что же означает экспертиза в рамках интересов «Прагматики культуры»?

Автор эксперимента, профессор А. , в частности, поясняет это так: «В обыденной жизни мы пользуемся рекомендациями людей из ближнего круга, чей вкус мы себе представляем и которому доверяем. Но сегодня, при существующем объеме культурного предложения, найти на каждый свой интерес дружескую рекомендацию – особая работа. Мы нашли способ, позволяющий создать заочные «сообщества по вкусу» для каждого человека. По индивидуальному запросу может сложиться своя экспертная группа единомышленников. И тогда издержки навигации отдельного человека в культурном предложении резко снизятся». Главный тезис профессора а состоит в том, что у рынков культуры отсутствует такая система цен, которая могла бы сигнализировать потребителю о качестве продукта. Для людей культуры, может быть, такое утверждение, сопоставление, вообще постановка в один ряд художественных ценностей и денежных знаков покажутся циничными. Но, господа, ведь то, что продается, всегда имеет цену. А вот свою ли цену имеет? То есть показательную ли цену, хоть как-то информирующую о будущем гедонистическом эффекте от похода в театр? Как я понимаю, в этом весь вопрос! «Снимите занавес с цены!» – кричит слоган эксперимента «», призывая внести в обезличенную, немую цену вторую «порцию» – после просмотра. Тогда цена станет показательней.

Естественно, что речь не идет о благотворительности. Информационная экспертная система, над которой работа только начинается, будет со временем платная. Рассчитана она на людей с ограниченным ресурсом свободного времени. Работать будет по специально сформулированным запросам и критериям. Но уже сейчас в рамках эксперимента «» инициаторы исследований и разработчики системы ставят перед собой цель – сформировать прообраз экспертного сообщества, собрать банк данных зрительских оценок и предпочтений.

«Занавес с цен» театральных билетов «Прагматика культуры» собирается снимать до конца марта. Помимо Театра им. Вахтангова, на сегодня свое согласие принять участие в проекте «» подтвердили театры им. Маяковского, Моссовета и «Сатирикон». Планируется замерить и несколько коммерческих (антрепризных) постановок. Так что не удивляйтесь, если в театре к вам обратятся с нестандартной просьбой – поучаствовать в эксперименте финансово. Впрочем, делается это все для нашего же общего блага. И на добровольной основе.


Публикации о Фонде

Публикации о Проекте "Театрон"

Публикации о Проекте "Синема"

войти
регистрация
карта сайта
форум
in english

ИСКАТЬ

Комментарии:


к данной статье нет комментариев