Состояние и тенденции образования в сфере культуры. Ни для кого не секрет, что система менеджмента в сфере культуры в период перехода к рыночным условиям существования складывалась стихийно. У руля оказались те, кто исторически был рядом с ним, либо талантливые самоучки. Из них в культурном менеджменте преуспевал тот, кто любил и досконально знал процесс и одновременно постигал тонкости управления бизнесом с высокой художественной компонентой. Подобное обучение в бою, эмпирическое овладение сложной, весьма специфичной профессией, требующей сопряжения порой диаметральных компетенций, привело к ряду перекосов.
Одним их них явилось невнятное осознание генетического конфликта противоречия между нон-профитной природой творчества и денежной ориентацией культурного производства. В результате налицо неопределенность ряда сегментов культуры в плане режимов собственности, когда одновременно приходится сидеть на «стульях» госфинансирования и самостоятельного дохода. Вторым тонким моментом стало приложение знаний бизнес-управления «вообще» к менеджменту в культурной сфере. Нормы утилитарных рынков стали укореняться в сфере культурного производства, превращая творчество в «чистый» бизнес, эффективность которого релевантно отражается финансовыми индикаторами.
Почувствовав профессиональную лакуну, ряд вузов предпринял попытку ввести в свое содержание программы по подготовке менеджеров культуры. Однако, скоропалительность, методологическая сырость, профильный преподавательский дефицит привели в ряде случаев к тому, что специальность «менеджмент культуры» полностью профанируется.
Фонд научных исследований «Прагматика культуры», патронирующий кафедру прагматики культуры в , в поле своей исследовательской деятельности держит и проблему бизнес-образования в сфере культуры. Занимаясь сущностными проблемами существования культуры в рыночных условиях, исследуя экономический «состав» культурных индустрий, кафедра и аналитические подразделения Фонда прагматики культуры сформулировали собственную идею подготовки управленцев для индустрий культуры. Ряд принципиальных моментов определяют данную позицию:
- подготовка специалистов – менеджеров культуры должна происходить на базе образовательных учреждений, предполагающих фундаментальную экономическую и менеджерскую подготовку. Подготовка на базе отраслевых творческих вузов не позволяет «оторваться» от цеховой эмпирики, сужающей наращиваемые в процессе обучения компетенции до частных управленческих умений.
- необходимо освободить образовательные программы и конкретные курсы от отраслевой локализации, когда преподавание базовых дисциплин типа «экономики культуры» ведется на примере областей, известных лектору (владение тематикой музея приводит, к примеру, к тому, что «экономика культуры» в итоге читается как «экономика музея» и т.п.).
Главной методологической установкой в деле бизнес-образования для сферы культуры должен стать проблемный подход к анализу и экспликации системы культуры, воспитывающей понимание сквозной природы экономических проблем в разных областях культуры.
- необходимо особенно внимательно подойти к определению сущностных признаков управленческого объекта – культурных индустрий, то есть той части культуры, которая вплетена в рыночные отношения.
Во-первых, общая прерванность интеллектуальной традиции создала ситуацию колоссального отставания в сфере осмысления экономических форм существования культуры и искусства (к примеру, классическая работа основателя экономики культуры У. Баумоля «Исполнительские искусства: экономическая дилемма» была опубликована в 1966 году, и уже почти полвека американское правительство и общество руководствуются изложенными в ней принципами. В нашей же стране она даже не входит в профильные учебники). Поэтому необходимо сильно , актуализировать общее культурологическое знание, освоить новые методы обучения.
Во-вторых, представление специфики культурной сферы сильно связано с традиционной методологией искусства, безусловно представляющей образовательную ценность, но для сегодняшнего дня излишне односторонней. Необходимо освободить понимание культурной специфики от «общих мест» сакральности и необъяснимости. Культура сегодня обретает не только новые формы своего предъявления. Она встала на скоростные рельсы тиражного процесса, Современное образование в области менеджмента культуры не может исключать изучение новых сущностных признаков культурного продукта.
Четыре стартовых сквозных проблемы:
1. Защита интеллектуальной собственности
2. Структура контрактов между коммерцией и искусством
3. Проблемы ценообразования
4. Проблема навигации потребителя в культуре
- при подготовке специалистов в области управления культуры необходимо держать плотную связь с рынком труда, с «клиентом», нуждающимся в специалистах подобного рода. К образовательному процессу необходимо привлекать непосредственных агентов культурных и информационных рынков, которые бы позволяли «опрокидывать» новую культурно-экономическую теорию в фактуру реальных процессов в сфере культуры.
Учитывая остроту назревших проблем реформирования и в области культуры, и в области науки, и в области образования, Фонд «Прагматика культуры» предлагает провести научно-практическую конференцию на тему «Проблемы подготовки менеджеров в сфере культуры», дискуссия внутри которой позволит комплексно и системно подойти к проблеме.
Круглый стол «Проблемы подготовки менеджеров в сфере культуры» Москва, ГУ-ВШЭ, 30 июня 2005г.
Научно-практический семинар «Правительственная реформа в культурной сфере (библиотеки, музеи, театры, архивные учреждения)» Москва, РГБ, 22 марта 2005г.
Круглый стол «Действует ли в культуре ухудшающий отбор?» Москва, Клуб «Билингва», 2 февраля 2005 г.
Круглый стол на тему «Кому принадлежит звук в такси?» Москва, Фонд "Прагматика культуры", 22 декабря, 2005 г.
Семинар «Прагматика культуры» Таруса, 2 июля 2004 г.
Семинар «Культура и бизнес. Институциональные перспективы индустрий творчества» Москва, 11 декабря 2003
Правда о потраченном времени: его можно измерить в деньгах
|