И. Шульга. Тезисы.1. Основная задача института под названием «копирайт» – стимулирование производства продуктов креативной и творческой деятельности.
2. Такова же задача и отдельных норм авторского права, в частности, нормы, касающейся права публичного исполнения.
3. С экономической точки зрения, запрет на публичное исполнение произведения целесообразен в том случае, если публичное исполнение уменьшает денежные доходы автора. Пример: показ по телевидению театральной постановки может повлиять на решение о посещении театра и на соответствующие доходы.
4. Однако, в ряде случаев публичное исполнение может скорее положительно влиять на доходы авторов. Так, исполнение музыкальных произведений в ресторане может оказать положительное влияние на объемы продаж компакт-дисков. В этом случае аргументы в пользу санкционирования публичного исполнения сводятся к тому, что, принимая решение о том, производить или не производить соответствующий продукт, автор принимает во внимание будущие доходы от, например, публичного исполнения произведения в ресторанах.
5. В случае маршрутных такси можно сказать, что: а)исполнение песен в маршрутках не снижает доходы авторов (скорее, повышает за счет возможного роста продаж компакт-дисков); б)маловероятно, что авторы рассматривают в качестве своих потенциальных доходов доходы от лицензирования репертуара для водителей маршрутных такси; в) издержки администрирования и контроля в данном случае крайне высоки.
Вывод: с точки зрения экономики авторского права, лицензирование публичного исполнения музыкальных произведений нецелесообразно. Это не скажется на производстве креативных продуктов, но, однозначно, увеличит цены на билеты. Причем, даже в тех маршрутных такси, водители которых никогда не включали и не собирались включать музыку.
Научно-практический семинар «Правительственная реформа в культурной сфере (библиотеки, музеи, театры, архивные учреждения)». Круглый стол «Действует ли в культуре ухудшающий отбор?» Москва, 2 февраля 2005 г. Круглый стол на тему «Кому принадлежит звук в такси?» Москва, 22 декабря, 2005 г. Семинар «Прагматика культуры» Таруса, 2 июля 2004 г. Семинар «Культура и бизнес. Институциональные перспективы индустрий творчества» Москва, 11 декабря 2003 Правда о потраченном времени: его можно измерить в деньгах
|