С 2003 года ФНИ «Прагматика культуры» исследует возможность создания универсального массового мультикультурного рекомендательного сервиса на базе метода коллаборативной фильтрации. Суть сервиса – в выдаче рекомендаций по продуктам культурного потребления (книги, кино, театр, и т.п.) на базе анализа индивидуальных предпочтений пользователя и выделения из всей массы потребителей его единомышленников.
На практике это означает следующее. Каждый человек в некоторой группе оценивает определенное количество объектов потребления – например, книг (каждой книге ставится оценка – «Очень понравилось», «Понравилось», «Так себе», «Скучновато», «Плохо»…). На основании данных о предпочтениях для каждого формируется круг единомышленников, вкус которых по отношению к оцененным им книгам совпадает с его личными пристрастиями. Далее выбираются произведения, прочитанные и высоко оцененные единомышленниками, но не прочитанные данным человеком – эти произведения и составляют выданные ему рекомендации.
Такой подход, базирующийся исключительно на информации о точных предпочтениях потребителя и имеющий свое специфическое название – коллаборативная фильтрация – позволяет гораздо лучше предсказать оценку человеком неизвестных ему объектов, чем общесоциологические данные: пол, возраст, образование, социальный статус и т.д.
Одной из причин появления метода коллаборативной фильтрации является явление «», наблюдаемого в современной культуре. Экономические механизмы в культурных индустриях устроены таким образом, что, не смотря на наличие конкуренции, они не стимулируют улучшения качества производимого продукта. Наоборот, качество все время снижается, опуская и «планку» вкуса массового потребителя.
В основе этого явления можно выделить принципиальное отсутствие «объективных» критериев качества для культурных и других объектов, в оценке которых существенную роль играет индивидуальный вкус (так называемые «опытные блага»), и связанная с этим проблема навигации (поиска) того, что тебе действительно понравится.
В отсутствии точных механизмов навигации их место занимает реклама, что ведет к «блокбастерной» модели культурного производства и потребления, в которой индустрия выдает товары гарантированно среднего качества, ориентированные на «массовый вкус», а выручка от продажи определяется не качеством, а рекламным бюджетом. Вкус «привыкает» к текущему качеству массовой продукции. В результате и так не слишком высокое качество блокбастеров продолжает падать, за счет дальнейшего снижения общественных требований к качеству. А действительно новые, талантливые и интересные вещи не то что бы не появляются – их просто создается существенно меньше в связи с очень высоким и постоянно растущим барьером выхода на рынок.
Мы считаем, что этот процесс можно остановить путем внедрения массового альтернативного механизма навигации в культурном пространстве, способного обеспечить получение действительно релевантных и качественных персональных рекомендаций. Таким механизмом и является коллаборативная фильтрация, которая позволяет лучше ориентироваться в культурном предложении и, тем самым, управлять своим временем.
В мире тема коллаборативной фильтрации начала активно разрабатываться в начале 90-х годов. Сначала развитие шло в рамках институтских исследовательских проектов. В начале 2000-х стали появляться первые законченные проекты, в которых метод коллаборативной фильтрации получил практическое воплощение.
В России эта проблема пока не достаточно хорошо изучена. ФНИ «Прагматика культуры» ведет масштабные исследования возможностей применения коллаборативной фильтрации как метода пользовательской навигации в культуре.
Мы предлагаем Вашему вниманию серию иноязычных материалов по теме, переведенных сотрудниками Фонда, а также краткое эссе о миссии коллаборативной фильтрации в современной экономике культуры.