, Александр ДолгинWeb 3.0: Сарафанный интернет Пока заядлые интернетчики обсуждают web 2.0, пора вводить в обиход новый термин—web 3.0. Это не просто ярлычок или эффектное словечко—речь о новейшей практике, очередном витке спирали развития интернета.
Чтобы пояснить, что такое web 3.0, нужно сказать несколько слов о рекомендательных сервисах, неразрывно связанных с новым вебом.
Рекомендательный сервис—это сеть пользовательского самообслуживания, в которой люди оставляют свои суждения, в первую очередь о потребительских актах, тем самым обмениваясь собственным опытом и делая его доступным другим пользователям. Чтобы получать рекомендации, человек должен оценить некоторое количество объектов, создав свой профиль предпочтений. Система сравнивает профили и отбирает людей, выставивших сходные оценки, формируя для каждого члена сети его группу рекомендателей. В этом сообществе оказываются пользователи, которые уже посмотрели, прочли, попробовали то, с чем наш абонент еще не знаком. Их оценка неведомых клиенту товаров и услуг может послужить для него прогнозом. Этот принцип выдачи рекомендаций называется коллаборативной фильтрацией (от collaboration—«сотрудничество»). Он отличается от системы оценок товаров, принятой в сервисах типа Amazon, где при расчетах учитываются косвенные данные (тот, кто купил книжку X, может купить и книжку Y). Считается, что фактом покупки люди выражают свою оценку, хотя купленное и понравившееся, очевидно, не одно и то же. В основе работы коллаборативных рекомендательных систем лежит исключительно принцип автоматизированного подбора вкусовых единомышленников и обмена прямыми пользовательскими сигналами.
Именно высокая степень автоматизации отличает рекомендательные сервисы от социальных сетей предыдущего поколения (типа ЖЖ). В старых сетях область интересов обозначалась, но это не слишком облегчало поиск, так как контент во многом приходилось перелопачивать «вручную». Разница такая же, как между кустарным производством и роботизированным комплексом.
Web: предыдущие издания
На заре возникновения интернета им пользовались в первую очередь как почтой и поисковым сервисом. Следующая волна—web 2.0. Если первоначально контент производили профессионалы, получавшие за это плату, а потребляли простые пользователи, то на этапе web 2.0 контент (тексты, фотографии, видеоролики, и т. п.) создают непрофессиональные пользователи, которые сами же его и потребляют.
Понятно, почему выстрелил web 2.0: он пришелся по душе самым разным участникам интернет-рынка. Изначально интернет был бесплатным, почти благотворительным. Качественная сетевая инфраструктура сама по себе стоит немалых денег, а если еще платить создателям за контент, но при этом не продавать цифровые продукты, а раздаривать их, то удержаться на плаву довольно сложно. Поэтому идея получать контент бесплатно устроила и интернет-предпринимателей, и обычных пользователей, получивших замечательную площадку для самовыражения.
К тому же возникли неожиданные положительные эффекты. Оказалось, что в целом ряде случаев непрофессиональный контент и технология его производства вполне конкурентоспособны в сравнении с работой профессионалов. Например, с появлением фото-, видеокамер в мобильных телефонах человечество превратилось в армию внештатных фотокоров. Ни одна телекомпания не способна держать такой штат сотрудников во всех спорадически возникающих горячих точках.
Итак, web 2.0—это пользовательское самообслуживание, если не сказать самодеятельность. Но наряду с преимуществами имеются вполне понятные изъяны. Мобилизация волонтеров в web 2.0 обернулась зашумлением эфира. Крайне трудоемко просматривать сотни роликов, дневниковых записей, самописных текстов, выискивая стоящее и интересное. Рейтинги не очень помогают. Что такое видеоролик, который понравился 10 млн человек? В какой мере он понравится лично тебе? Не так давно прошел конкурс на самый смешной анекдот в мире. В голосовании участвовало 300 000 человек. Победила серенькая история про двух охотников, отправившихся в лес. Одному из них стало дурно, и он лишился чувств. Второй в панике позвонил по мобильному телефону в «Скорую помощь», спрашивая, что ему делать—его друг упал замертво… Его попросили удостовериться, что спутник действительно умер. В телефонной трубке послышался выстрел. После чего охотник поинтересовался: «Что теперь?» Вполне заурядный юмор. А чего можно ожидать? Ведь он должен быть понятен на всех языках, на всех континентах, людям всех возрастов, с разным образованием! Подобное усреднение—ахиллесова пята всех рейтингов, именно поэтому они не выполняют путеводительной функции.
Но, несмотря на трудности навигации, web 2.0 невероятно популярен. Людьми движет потребность самореализации и коммуникации, приобретения статуса в тех сообществах, которые для них важны. Невысокое качество контента не является помехой. Оно вообще не относится к числу специфических особенностей интернета. Главный тренд современной культуры: по телевизору идут передачи, в которых дилетанты с петушиными голосами поют что-то некондиционное, другие им подпевают, а третьи неотрывно следят за действом. И все довольны. Эта тенденция возникла как реакция на бесконечную оторванность элит с их переусложненным и недоступным пониманию масс культурным производством. Инструментами web 2.0 люди создают не выдающийся контент, не остро новый контент, но зато это тот контент, который им понятен и люб.
Еще одну причину востребованности web 2.0 сформулировал Крис Андерсон, редактор журнала Wired. Он ввел метафору «длинный хвост»—подразумевая бесконечный ряд нераскрученных высказываний и артефактов, которые лежат себе потихонечку и ждут своего часа и своего интересанта. Их складирование в интернете необременительно. Так почему бы не хранить все эти заметки, дневниковые записи, семейные фотосъемки и т. п. в расчете на небольшой, капающий спрос? Авось что-то дождется своего потребителя.
Потребительская сеть
Сегодня становится все яснее, что будущее за web 3.0, т. е. за социальной рекомендательной институцией. Web 3.0 отличается от web 2.0 тем, что пользователи не только сами генерируют контент, но сами же его сертифицируют: отмечают то, что заслуживает внимания их единомышленников, сообществ, в которых они состоят. Система позволяет делать это автоматически. Любой, кто зайдет на мультикультурный сайт Имхонет, сможет в этом убедиться.
Существует еще одна причина, по которой можно считать web 3.0 новой стадией развития интернета. Поначалу интернет-предприниматели платили профессионалам за контент—потреблялся он бесплатно. В web 2.0 контент создавали непрофессионалы, сами же его потребляли—и никто никому не платил. Web 3.0—это стадия, на которой непрофессионалы будут получать деньги за свою интернет-активность, в том числе и за потребительскую экспертизу. Это колоссальный прорыв. Раньше бытовало мнение, что контент надо сначала отфильтровать и лишь затем публиковать. Сейчас порядок действий изменился: можно опубликовать все—потребители сами отфильтруют то, что заслуживает внимания, и систематизируют в соответствии с разными уровнями пирамиды вкуса. Реализуется принцип: каждому—свое.
Ключевая проблема, которую решает web 3.0,—затрудненная навигация. Сегодня любой информационный продукт доступен любому человеку в любое время в любой точке. На практике реализуется стратегия четырех «В»—все, всем, всегда, везде. Непроясненным остается один вопрос: что из предложенного многообразия выбрать? Какие из 700 000 песен, сочиняемых ежегодно, 6000 кинофильмов, миллиона текстов подойдут конкретному человеку? Проблема высокоскоростной автоматизированной экспертизы выходит на первый план, потому что профессиональные, «ручные» инстанции—критики, конкурсы, премии—уже не справляются с таким объемом работы.
Публичная потребительская экспертиза решает еще одну острейшую проблему культуры—отсутствие обратной связи между потребителем и производителем. Никогда раньше производитель не знал, что думает покупатель о его товаре с такой ясностью, точностью, быстротой и полнотой. Куда важнее, что не знали оценок друг друга и покупатели. Сарафанное радио было едва слышимым. Благодаря web 3.0 его мощность возрастает стократно.
06.03.2008,
|