, Ирина Окунева К содержанию Валери Соланас. Манифест общества полного уничтожения мужчинПер. [с англ.] 0. Липовской. Тверь: Kolonna Publications; Митин Журнал, 2004.102 с. Тираж 500 экз.
Истории известно несколько манифестов. Самыми значительными являются «Манифест коммунистической партии» и Манифест сюрреалистов. «Манифест общества полного уничтожения мужчин» (SCUM1 Manifesto или Manifesto of the Society for Cutting Up Men) Валери Co-ланас является более специфическим текстом. Каждый из двух манифестов обозначил революционные изменения в жизни общества и в общественном сознании. «Манифест коммунистической партии» стал результатом критики классового буржуазного общества. Манифест сюрреалистов был тесно связан с открытием Фрейдом «бессознательного» и последующей критикой буржуазных культурных и социальных идеологий. Манифест Соланас также является критикой идеологий. Речь идет об идеологиях общества, в котором доминируют мужчины. «Манифест» Соланас вправе называться манифестом феминизма. Форма манифеста предполагает радикальную критику основ существующего общества и бытующего представления о человеке. В нем провозглашается возможность создания совершенно иного, нового общества, в котором человеческое существо не было бы обременено предрассудками и эксплуатацией. В произведении Соланас основная характеристика нового общества вынесена непосредственно в заголовок: в новом обществе не должно быть мужчин. Манифест всегда нацелен в будущее и оценивает настоящее с точки зрения становящегося нового человека. Одним своим названием манифест свидетельствует о том, что радикальные изменения уже начались. Манифест принципиально противится датировке. Подобно революции, он предполагает установление нового отсчета времени. Феминизм является прямым наследником марксизма и фрейдизма, обозначивших основные моменты критики идеологий в XX веке. Как и указанные движения, феминизм вводит не снимаемое противоречие между двумя противостоящими сторонами. Снятие противоречия возможно только после установления нового общества и обновления сознания, где нет буржуазии (или мужчин, или подсознательного). Коммунистическая и феминистическая борьба за освобождение может длиться нескончаемо, как и процесс излечения в психоанализе. Общеизвестно, что целью психоанализа является адаптация невротического или психотического субъекта к жизни в обществе. Таким образом, субъекту прививаются условности того же самого общества, которое и вызвало болезнь. Между «репрессируемым» субъектом и господствующей идеологией существует глубинная и неразрывная связь. Насильственное преобразование общества и психики человека делает эту связь еще более очевидной. Реальные действия, осуществляемые апологетами того или иного учения, на самом деле, хорошо укладываются в логику действий того, против чего они сражаются. Таким образом, революция в отдельно взятой стране приводит к образованию новых элит; проработка подсознательных импульсов — к воспроизводству доминирующей репрессивной схемы; и попытка уничтожить отдельные особи мужского пола — к укреплению авторитета потерпевших. В июне 1968 года Валери Соланас стреляла в Энди Уорхола, потерявшего ее сценарий, и стала на пятнадцать минут знаменита (что, по мнению Уорхола, должно быть осуществимым для каждого при помощи телевидения). В манифесте Валери Соланас можно различить несколько составляющих, взаимодействием которых определяется структура текста.
Фрейдизм
Соланас по образованию психолог. В своем манифесте она постоянно неявным образом ссылается на фрейдистские представления об обществе и человеке. Однако в большинстве случаев эти представления подвергаются критике со стороны феминистки. Так, Соланас критикует положение о комплексе кастрации у женщины, выражающемся в зависти к пенису. Предназначение пениса — только в том, чтобы мужчина смог доказать самому себе, что он — мужчина. В реальности же, это понятие «мужчины» пусто, лишено означаемого. В данном случае Соланас воспроизводит с точностью до наоборот фрейдистское понимание женского начала. У Фрейда женщина конституируется на основе представления о мужчине. Однако по недостатку: женщина ощущает себя кастрированной, лишенной пениса. Таким образом, одной из основных характеристик женского начала у Фрейда является представление об «отсутствии пениса» и «зависти». Проблемы человеческой психики, как они были рассмотрены у Фрейда, становятся чисто мужскими проблемами. Таким образом, портрет мужчины строится по схеме типичного невротика у Фрейда: мужчина всю свою жизнь терзается чувствами вины, страха, стыда; мужского «я» не существует; поведение мужчины подчиняется внешним авторитетам и инстанциям (внешняя проекция «супер эго»). Более того, эти институты оказываются выдуманными самим мужчиной, поскольку последний постоянно нуждается в контроле. Феминистка утверждает бессмысленность существующих культурных и социальных институтов. Культурный и социальный релятивизм Соланас можно сопоставить с воззрениями Фрейда на природу религии как на институт, способствующий сублимации либидо, и на вторичность культурных институций в целом. В основе мужской природы лежит желание составить одно с матерью. Мужчина пытается отстраниться от женского начала и от этого желания. Именно для этого он начинает изобретать институты и ценности. Соланас, так или иначе, транслирует фрейдистское представление о возникающем инцестуальном желании матери сыном. Институт семьи является одним из институтов, подвергающихся наиболее резкой критике со стороны феминистки. Именно при помощи семьи воспроизводится схема подавления женщины.
Биологизм
Несмотря на многочисленные заимствования и критику фрейдистских представлений, Соланас допускает, по крайней мере, одну непростительную, с точки зрения психоанализа, ошибку. Она начинает свои размышления с упоминания информации, почерпнутой в биологии. И именно биологизм считается недопустимым в психоаналитической теории. Так, в письме Карлу Мюллер-Брауншвейгу2 Фрейд упрекает Хорни, Джонса и других в том, что они смешивают психоанализ и биологию. Фрейд подчеркивает, что необходимо отделять психоанализ от биологии, равно как от анатомии и физиологии. Упрек касается как раз-таки психотерапевтов, занимавшихся женской психологией. Именно эту ошибку и допускает (а может быть, и намеренно вводит или не может не ввести) Соланас. Биологизм в рассмотрении общества является второй мощной составляющей взглядов Соланас. В книге Соланас о биологии речь заходит уже во втором абзаце: «мужчина — это биологическая случайность: мужской ген Y — это недоделанный (женский) ген X» (с. 5). К тому же, мужчина — животное, низшее по сравнению с человеком. Соланас часто сравнивает мужчин с обезьянами, а также говорит об отсутствии к ним жалости, как если бы они были собаками. Автор манифеста характеризует все создания мужчины и его самого как «уродливые». Мужчина представляется не только психически неполноценным, но и физически больным. Отчасти с этим связаны надежды, которые она возлагает на науку и прогресс. Соланас говорит о необходимости прибегать к искусственному оплодотворению. Хотя, на самом деле, даже это не обязательно: она уверена, что наука способна справиться со всеми болезнями и победить смерть. Наука развивается медленными темпами только по вине мужчин, которые заинтересованы в том, чтобы на Земле оставались болезни и происходили войны. Соланас утверждает (исходя из некоторой мистической уверенности), что подтверждение женской природы мужчины можно найти на биологическом уровне. Но, по крайней мере, различие в анатомическом строении очевидно. Мужчины обладают пенисом, который побуждает их постоянно стремиться доказать свое мужское естество. Как считает Соланас, мужчина, сделавший операцию по перемене пола, перестает доказывать самому себе, что он — мужчина, и обретает способность к новым, более глубоким переживаниям.
Фаллоцентризм
В психоанализе настойчиво проводится различение между физиологическими особенностями и половыми ролями у мужчин и женщин. Представление о «фаллосе» позволяет разделить функционирование метафоры отцовского начала и реальные физические отличия. Фаллическим может быть не только отец, но и мать. Для Соланас физическое отличие мужчины от женщины (наличие пениса) и метафорическое представление мужского начала в социальной и культурной жизни представляются неразделимыми. Соланас исследует функционирование отцовского принципа в обществе и констатирует, что все институты и ценности являются выдумкой мужчины. Их существование бессмысленно, они служат единственной цели — искусственному поддержанию авторитета мужчины. Соланас подмечает патерналистские особенности дискурса культурного человека (мужчины): отсылка к мнению критиков и т.д. В представлении о «фаллосе» Лакан суммирует фрейдистское представление об Эдиповом комплексе в формуле отцовской метафоры. Желание матери, с которой ребенок идентифицирует себя в качестве объекта, замещается именем отца. Это приводит к символизации присутствия/отсутствия матери. Возникает включение имени отца в представление о другом и возможность последующего доступа к фаллосу. Употребление метафоры отца сопровождается утратой возможности jouissance (наслаждения). Иными словами, субъект уже не может оставаться объектом jouissance другого. Отныне jouissance связано с объектом, обозначаемым «фаллосом» и становится сексуальным удовольствием в прямом смысле этого слова. Для Соланас как раз-таки мужчина и не способен получать наслаждение и для него секс не имеет смысла. С другой стороны, именно женщине доступно получение удовольствия, не связанного с именем отца. В своей работе «Бог и jouissance женщины»3 Лакан констатирует у женщины наличие jouissance за пределами фаллоса. Jouissance используется здесь для обозначения той составляющей сексуальности, которая всегда находится в избытке, что находится вне и за пределами фаллического выражения, маркирующего половую идентичность. Подобная jouissance присуща только женщине, тому «ее», которое не существует и ничего не обозначает. Она может ничего не знать об этой jouissance, за исключением уверенности в том, что она ее переживает. Это знание сопоставимо с мистическим, неподвластным описанию, знанием. В тексте Соланас женщина становится автономным самодостаточным субъектом, не нуждающемся в присутствии другого. Однако, в случае Соланас подобное исключение иного свидетельствует о возникновении психотического бреда. Невозможность разделить реальное и выражение собственного бессознательного является характерным для психотического субъекта в общем, и для Соланас в частности. Таким образом, текст манифеста можно рассматривать как ритуальное действо и артикуляцию бессознательного.
Ритуал манифеста У манифеста обычно нет автора. Манифест анонимен. Автором манифеста является небольшая группа людей. В этом отличие манифеста от воззвания, подписанного одним лицом. Анонимность предполагается самой формой изложения. Если манифест пишется только одним человеком, то предполагают, что за ним, так или иначе, стоит группа.
В манифесте констатируется существующее положение вещей, а затем указывается на необходимость перемен. Говоря об «отбросах», Соланас упоминает горстку людей. Анонимность дает возможность не задумываться о том, кто, на самом деле, говорит. Текст манифеста говорит вовсе не то, что он говорит; он является магической формулой, призванной умножить силы того, кто записывал текст. Ссылаясь на общество, Соланас сама начинает верить в сказанное. Здесь, еще один раз, символическое и реальное сводятся воедино. Язык же выполняет роль материального означающего, конституирующего реальность. Особенное взаимодействие с реальным, формирующееся в тексте Соланас, дает возможность охарактеризовать его как текст психотика. В тексте Соланас можно найти характерные психотические фантазмы, затрагивающие темы «избавления от мужчин», «спасения мира», «не-естественного способа размножения» и т.д. Соланас предполагает, что перемена пола делает возможными изменения в человеческой жизни и во всем мире в целом. Для психотика символическое, то есть означающая артикуляция, не отделено от реального, оно с ним слито. Бредовый рассказ становится управлением реальным. Рассказ о мифическом обществе дает уверенность в том, что оно реально существует. Текст манифеста можно разделить на две части. Первая часть манифеста (значительно превышающая по объему вторую) посвящена мужчине. Здесь практически нет ничего, что могло бы служить характеристикой самих «отбросов». Название сообщества, вынесенное в заголовок, не встречается практически ни разу. Первая часть демонстрирует нам хоровод персонажей и реалий фаллоцентрического общества. Мы видим «хиппи», «голубого», «лидеров», «боссов» и т. д. В этих персонажах находят отображение определенные устремления мужчины — к отмене индивидуального права на женщину, конформизму, потребность быть управляемым и т.д. «Мужчина» — это одна из масок, использование которой позволяет указать, что такое женщина. Таким образом, психотический субъект нацелен на то, что представляется ему реальным, однако вначале это реальное скрыто под масками того, чем оно не является. В то же время, негативные личины мужчины и социальные реалии, критикуемые Соланас, сдерживают рассказ, ставят рамки дискурса. Собственно «ОПУМ» появляется первый раз в разделе про сексуальность. Описание действий ОПУМ можно расценивать как возникновение психотического бреда. Первая часть представляет собой обозначение некоторых границ, вторая же — выражает устремление выйти за всевозможные пределы. «Отбросы» описываются как «докатившиеся до границ этого „общества" и готовые выйти за его пределы» (с. 70). Переход от первой части манифеста ко второй обеспечивается размышлениями о техническом прогрессе и размножении в пробирке. По мнению Соланас, контроль над размножением позволит сформировать чисто женское общество. Автор утверждает, что мужчины боятся быть замещенными машиной. Более того, развитие общества ведет именно к тому, что мужчины окажутся ненужными. Переход ко второй части следует из провозглашения уверенности в том, что мужчина, со всеми его многочисленными недостатками и ипостасями, может быть замещен анонимным механизмом, машиной-автоматом. Однако, в данном случае, упоминание о безличном механизме свидетельствует, скорее, о возникающей машинерии в психике самой Соланас. В одном из семинаров Лакан заявляет, что женщина — это симптом4. В манифесте Соланас симптомом является мужчина. «Мужчина» — это нарост самодостаточного женского существа. Более того, на мужчину переносится схема отношений матери к своему ребенку. Таким образом, «мужчина» оказывается доступен для анализа в качестве объекта желания. Лакан замечает, что для женщины дети являются тем, чем для мужчины — женщина; а именно, объектом «а», вызывающим желание. Соланас начинает рассматривать «мужчину» как отца и, более того, меняет местами мужскую и женскую роли. Автор манифеста рассматривает отношения женщины и мужчины с прямо противоположных лакановским позиций. Любые отношения женщины с мужчиной перверсивны. С ним ассоциируются «грязь», «заболевание», «дефективность». В попытке противостоять закону, навязываемому мужчиной-отцом, Соланас стремится занять исключительное положение отца по отношению к своему семейству. Подобная подмена предполагает установление нового закона, закона женского самодостаточного существа. На самом деле, подобный закон означает анархию, террор и отсутствие какого-либо закона. Соланас выступает за неподчинение существующему порядку и проведение террористических действий. Полагая «мужчину» иным, автор манифеста, в то же время, лишает его существование какого-либо содержания. Она характеризует существо мужчины как «пустое», понятие «мужчины» как лишенное содержания и сводит его к набору симптомов, от которых необходимо избавиться. Взаимодействие с иным превращается во взаимодействие с группой подобных: самодостаточных женских существ. Подобная ситуация и обозначает возникновение психотического бреда. Психотический механизм присутствует каждый раз, как человек оказывается охвачен очарованием своего собственного представления. Когда он смотрится в зеркало и принимает свой образ за него самого и думает, что в нем нет ничего более того, что он там видит. Случай Соланас еще раз подтверждает вывод Фрейда о зависимости паранойи и гомосексуального желания. Вступая в гомосексуальные отношения, Соланас постоянно находилась на грани того, чтобы оценивать иного в категориях своего собственного существования.
Форма манифеста имеет ряд особенностей, разделяемых всеми отдельными манифестами. Новый субъект, появление которого провозглашается в манифесте, начинает формироваться уже непосредственно в тексте произведения. Он выражает определенное представление о реальном и отношение к реальности. Манифест Соланас свидетельствует о том, что манифест может стать ритуалом артикуляции бессознательного. Рассмотрение манифеста должно начинаться с прояснения того, что именно предполагается как реальное. Только с этих позиций становится понятным значение предполагаемых изменений. Случай Валери Соланас демонстрирует, что иногда необходимость действий может быть не идеологической позицией, но выражением психотического бреда.
Ирина Окунева
1 Scum (буквально): отбросы, очистки; the scum: отбросы (общества) [англ.).
2См.: Feminine Sexuality: Jacques Lacan and the ecole freudienne / Ed. by J. Mitchell and J. Rose. New York, 1982. P. 1.
3 Feminine Sexuality: Jacques Lacan and the ecole freudienne. P. 138.
|